Сегодня сделать звонок по телефону очень просто. Когда-то соединением занимались девушки-телефонистки, а сегодня их задачу выполняет сложная техника. Как она работает, какая связь между первым телефоном с номеронабирателем и похоронным бюро, а также где на телефонной станции находится «перчаточная» - знают Сергей Ширяев и Александр Любителев.
К 140-летию изобретения телефона компания «Ростелеком» открыла им и журналистам Северо-Запада России все тайны истории телефонной связи.
Телефонная связь - это десятки, сотни, тысячи километров проводов. Когда-то только медных, сегодня ещё и оптических. Сходятся они здесь, в «перчаточной». Небольшое, немного мрачное помещение. Такое есть на каждой телефонной станции. В этом - собрались кабели с районов Петербурга.
Евгения Богданова, инженер сети: «Здесь они соединяются в одну муфту. И вот это вот устройство называется «перчатка». Потому что оно напоминает ладошку и пять пальчиков. И поэтому помещение называется «перчаточная».
Отсюда провода уходят наверх к коммутатору. Который и отправляет звонки и интернет данные туда, куда им нужно попасть. Это оборудование в железных шкафах - из Германии. Его привезли сюда в 2003 году. Коммутация происходит через небольшие электронные платы. На них завязаны 100 тысяч абонентов, а обслуживают эту технику всего 3 специалиста.
Евгения Богданова, инженер сети: «Сюда поступает вызов. Абонент снимает трубку, набирает номер, вызов сюда поступает, он обрабатывается контроллером и отправляется на процессор. Дальше - процессор направляет вызов куда нужно».
Если одна такая плата выйдет из строя, то 32 абонента, «завязанные» на неё, без связи не останутся. Вместо неё заработает резервная техника. Всё это оборудование - потомок техники, придуманной ещё в 1899 году.
Этот экспонат в музее истории телефона, по моему мнению, является одним из самых интересных. Это первый телефон с дисковым номеронабирателем. А изобрел его некий мистер Строугер, владелец похоронного бюро из Канзас-сити. Ему просто надоело, что через телефонисток до него не всегда дозванивались. И он просто решил эту проблему, сделал телефон, по которому можно было прямо позвонить по номеру абонента, ну и собрал первую автоматическую телефонную станцию.
Причиной проблем американского предпринимателя оказалась телефонистка на станции, которая приходилась женой его конкурента. Тоже владельца похоронного бюро. Все звонки, она, конечно, перенаправляла на супруга. А Строугер терял клиентов.
В этом музее - любопытных экспонатов много. Телефонные аппараты, детали старого оборудования, таксофоны разных моделей. Всё это собиралось собственными силами сотрудников «Ростелекома». Кроме ретро-техники, здесь можно увидеть и такую любопытную вещь, как книгу очереди на установку телефона в Петербурге. Она велась до 2006 года.
Ольга Чулкова, экскурсовод: «Ещё была необходимость. Вот нам, как бы казалось, а на самом деле она существовала официально. Понятное дело, что заявок в ней было уже не так много, но и не все квартиры были телефонизированы на самом деле. Ну а потом уже закрыли за ненадобностью».
Подключить всех и сразу было невозможно, из-за того, что ёмкость сети была не такой гибкой и большой как сегодня. А теперь, стать обладателем телефона можно легко почти везде. И в деревне, и в мегаполисе.