Раз в неделю команда единомышленников совершает организованный поход по супермаркетам. Их цель - изучение этикеток. С февраля 2016 года в Апатитах действует региональное отделение некоммерческой организации «Хрюши против».
Евгения Спиридонова, региональный руководитель организации «Хрюши против»: «Рейды могут пройти в любом магазине. Нам не важно – торговая сеть или частный. Выбираем точки по просьбам наших подписчиков».
Идея искать в магазинах просроченную продукцию родилась в Москве в 2010 году. Теперь организация стала всероссийской с представительствами в регионах.
Евгения Спиридонова, региональный руководитель «Хрюши против»: «Хрюши, потому что, как утверждает организатор всего движения в целом, Евгения Сморчкова, если магазины торгуют плохими продуктами, то приходить к ним должны хрюши, а не покупатели».
Вот они и приходят, правда, теперь без масок. Первый рейд в Апатитах прошёл 2 февраля этого года. Сейчас Хрюши много путешествуют по области. В составе группы волонтёров - 8 человек, все разных профессий. Юлия Панова – медицинская сестра.
Юлия Панова, член организации «Хрюши против»: «Когда начинаешь досконально изучать упаковку или этикетку, где произведено и как, в каких условиях хранится, и по итогу много тележек с просроченным. Это вызывает ужас, мягко сказано».
Для того чтобы доказать, что тот или иной товар не соответствует стандарту, ребята распечатывают тексты законов и постановлений, и целые кипы документов носят с собой. Ведь зачастую продавцы оказываются некомпетентными и не знают элементарных правил торговли.
У каждого в команде свой конек. Мистер Творог, Леди Рыбка, Мисс Майонез – так они в шутку называют друг друга. Но в рейдах не до смеха. После каждого визита в магазин они фиксируют факт обнаружения просроченного товара и отправляют в «Роспотребнадзор» коллективное обращение.
Бдительность и еще раз бдительность. «Хрюши» советуют северянам внимательно читать надписи на упаковках.
Елена Пожарова, член организации «Хрюши против»: «Обязательно смотрите, чтобы было указано, до какого числа годен продукт. Иногда не делают – это нарушение. Нарушение, которое я вижу в этой этикетке – не указана дата выработки. Это не правильно».
Друзья и родные к их деятельности относятся по-разному. Кто-то подсмеивается, хрюкая при встрече, кто-то поддерживает. Но для активистов главное – благодарность покупателей, которые пишут, что испорченной продукции стало меньше. По крайней мере, в тех магазинах, куда Хрюши сунули свой любопытный пятачок.