Мурманск
9
-3 °C

Депо разобрано, а магазин стал центром сплетен. Посёлок Пяйве – смерть или восстание из пепла?

Некогда большая железнодорожная станция может стать посёлком-призраком на карте Мурманской области. Наши корреспонденты побывали в Пяйве, это населённый пункт, в котором постоянно проживает лишь около 30 человек.
12.07.2016, 20:18
1026

Некогда большая железнодорожная станция может стать посёлком-призраком на карте Мурманской области. Наши корреспонденты побывали в Пяйве, это населённый пункт, в котором постоянно проживает лишь около 30 человек. Сергей Ширяев и Виталий Попков узнали, почему эти люди не покидают посёлок, и почему им не поможет создаваемый мурманский транспортный узел.

Пса Рыжика не волнуют никакие проблемы. Хозяева кормят хорошо, гулять можно по всему посёлку и даже по лесу. Ему весело, чего не скажешь о большей части жителей этого посёлка. Жизнь здесь попросту замерла.

Владимир Соломко, житель Пяйве: «Я на пенсии, занимаюсь с женой огородами, по хозяйству так. А чем я буду заниматься? Просто мы заброшены остались». 

Эти слова идеально подходят почти всем жителям посёлка. Они сами подсчитали: здесь постоянно живёт 32 человека. Все - пенсионеры. Их жизнь была связана с работой на местной железнодорожной станции.

Александр Ефименко родом из Брянска. Он приехал сюда в 80-х. После ранения в Афганистане, он отправился работать путейцем в Пяйве. Тогда здесь в буквальном смысле кипела жизнь.

Александр Ефименко, житель Пяйве: «До этого было 1700 человек. Не считая интерната. 700… 2500 было… Потом интернат вывезли в Минькино, потом депо убрали, потом ПЧ… И осталась железка одна». 

Александру удалось остаться работать на железной дороге. Правда приходится ездить в Мурманск. Здесь же рабочих мест не осталось. Почти.

Центр притяжения всех жителей Пяйве - это единственный в посёлке магазин. Он совсем не похож на те, что мы видим в городах, и даже в более крупных посёлках. Прилавки, конечно, полупустые. Здесь не слышали о банковских карточках. Зато, сама продавщица этого магазина говорит, что именно здесь находится центр всех сплетен Пяйве. 

Продавщица знает всех посельчан поименно. Оно и понятно, сюда часто приходят за продуктами первой необходимости. А вот ассортимент магазина - действительно не очень широкий. В основном - скудная бакалея, молочные продукты и немного мяса. Недорогой алкоголь.

Продавщица отказалась давать нам интервью, но за кадром рассказала, у единственной торговой точки дела идут очень плохо. Местные привыкли закупаться в Мурманске, приезжая в областной центр на машинах или на автобусе, раз в неделю.

Этот же магазин исполняет роль почтового отделения. Полноценного в Пяйве нет. Поэтому письма и квитанции сюда привозят один раз в неделю.

Когда-то здесь в Пяйве был и свой собственный медицинский пункт, и своя школа. Заброшенный сельский клуб - сюда приходили в выходные и вечером будних дней, чтобы посмотреть кино в большом зале, пообщаться с односельчанами, может быть позаниматься самодеятельностью. Сегодня же здесь почти ничего не осталось. Интерьер полностью разрушен, на стенах нет батарей, в окнах - оконных рам. А из следов пребывания современного человека - только пустые бутылки из-под алкоголя.

Неподалёку стоит, по сути, элитное жильё. Правда, таким оно было десятки лет назад. В эти каменные двухэтажки селили железнодорожников, приезжавших из разных частей Советского Союза. Теперь все эти здания заброшены. К ним нет даже дорог, а тропинки заросли травой. В некоторых квартирах все осталось так, будто хозяева ушли ненадолго и вот-вот вернутся. Дрова для печек, книги, мебель. Вот только ни стёкла, ни двери не защищают эти квартиры, как раньше.

Единственный жилой дом, в котором живут местные - панельная трёхэтажка. Он только выглядит довольно новым. На деле - трубы в подвале проржавели, а плата за коммуналку поражает сознание.

Валентина Бусол, жительница Пяйве: «У нас стоит на доме бойлер. И вот, сколько намотало света, столько нам раскидывает. Но в принципе, когда очень холодно, у нас до 8 тысяч доходит. А вот сейчас летом, полторы-две тысячи. Дом заселён не весь, здесь люди квартиры купили многие, долгов очень много. По-моему, только две квартиры, народ как бы уехал отсюда. Но квартиры за ними числятся, долгов много, до 300 тысяч доходит».

У некоторых жителей сначала были мысли, что жизнь в посёлок вернёт строящийся транспортный узел и его железная дорога, но теперь - иллюзий нет.

Валентина Бусол, жительница Пяйве: «Она пойдёт мимо нас. Даже мурмашинская станция будет тупиковая. И её не будет. Я как знаю, там будут три новых станции строить. Вы проезжали, 10 километров отсюда, она отворачивает на Лавну».

При этом, жители панельного дома не унывают. Это тоже пенсионеры, переезжать в шумный город им просто не хочется. Поэтому и остаются здесь, разбивая садики и маленькие огороды прямо под окнами, собирая грибы и ягоды.

Сегодня Пяйве превращается из обычного железнодорожного рабочего посёлка в дачный. Сюда приезжают мурманчане, обосновываются на постоянное место жительства, как в загородных резиденциях, ну или просто приезжают в теплые летние дни, чтобы отдохнуть или позаниматься огородом.

Например, на одном из таких, мы нашли, здесь разводят две пальмы. Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что они сделаны из пластиковых бутылок, но по мне - это прекрасный способ использовать материалы вторично. 

А значит, даже если 32 местных жителя решат покинуть Пяйве по каким-то причинам, то посёлок может не исчезнуть с карты Мурманской области. Дачники уже выкупают старые каменные одноэтажки и реконструируют их, и скупают участки под новые дома.

Вот только стать обладателем дома в Пяйве - уже непросто. Цена на земельные участки начинается от 1 миллиона рублей.