Если вы вдруг увидите в Финляндии Жигули на европейских номерах – не удивляйтесь. Ведь в этой стране есть целый клуб любителей автомобилей марки Лада.
У экспортной и российской «четвёрки» много общего. Но и различия серьёзные. Эта «Lada Nova Combi», как её называют в Финляндии, произведена в 1996 году и имеет под капотом инжекторный двигатель. Сеппо Оянен получил её по наследству, от отца.
Сеппо Оянен: «Это всё оригинал. Я только магнитолу и зарядку для телефона установил».
Пробег у машины совсем небольшой – всего 70 тысяч километров. Сеппо ездит на ней только летом, для зимы у него есть Нива. Недавно финн приобрёл ещё одно творение автоваза – пополнить коллекцию помог аукцион, который недавно прошёл в Салле.
Сеппо Оянен: «Мне нравятся эти машины. Их легко ремонтировать, а, главное, всё можно делать самому».
Брат Сеппо – Юха, тоже выбрал для себя «четвёрку». Говорит, этот автомобиль – практически любовь с первого взгляда.
Юха Оянен: «Увидел в газете фото этой машины и решил купить».
Четвёрка проезжает до 40 тысяч километров каждый год. И не просто так, а с прицепом-дачей! Несмотря на то, что пробег у двигателя уже перевалил за 300 тысяч, ремонта мотор ни разу не требовал. Секрет прост – своевременное обслуживание, утверждает финн. Ремонтирует машину он самостоятельно.
Таких механиков-фанатов «автоваза» в Финляндии почти 500 человек. В стране Суоми есть даже клуб любителей «Лады». Его лидер, Юсси Кулонен, имеет около 40-ка машин российского производства. На аукционе, где продавались брошенные беженцами на российско-финской границе автомобили, он приобрёл ещё несколько.
Юсси Кулонен, лидер финского клуба любителей «Лады»: «Я думаю, много вкладывать в них не потребуется. Где-то около 200-т евро на каждую машину. Но на них всё равно нельзя будет ездить в Финляндии, потому что они не соответствуют европейским стандартам».
Ездить можно на этом «Соболе», правда, не каждый день. Но от Саллы до Янаккалы – родного города Юсси, микроавтобус доберётся своим ходом.
Среди фанатов Лады есть не только мужчины. Пяйви Тасала полтора года назад купила себе пятёрку. После аукциона её коллекция пополнилась Ладой 6-й модели.
Пяйви Тасала: «Когда люди спрашивают меня – почему «Лада»? Я говорю – а почему кто-то покупает Харлей Дэвидсон? Это моя машина и я это чувствую».
Ездить по дорогам Финляндии можно только на старых «Ладах». Но перед постановкой на учёт их нужно доработать – сделать все ремни безопасности, установить катализатор – в общем, привести в соответствие с европейскими стандартами. Именно этим и займутся любители «Лады». То, что в России могло бы отправиться в утиль, в Финляндии начнёт новую жизнь.