Ледовый патруль. Арктические державы обзаводятся вооруженными ледоколами

Рост хозяйственного интереса к Арктике приводит в этот регион и военных. Экономические интересы нуждаются в защите. В полярной области появляются специфические корабли — военные ледоколы. Новые патрульные корабли ледового класса строятся в разных странах, не является исключением и Россия.

С начала столетия страны, непосредственно прилегающие к арктическим областям, активизировались в отстаивании своих прав в регионе. Юридические нечеткости в разделении морского дна в Арктике потенциально способны спровоцировать развитие международных конфликтов.

Дело осложняется тем, что на этих спорных участках нередко обнаруживаются существенные запасы полезных ископаемых, в том числе углеводородов. В частности, спорными являются зоны вокруг хребтов Ломоносова и Менделеева, на которые претендуют Россия и Канада, сообщает Лента.ру

Эта ситуация вызывает и рост военной активности. Приполярные державы вроде Канады и России регулярно проводят учения, строят или восстанавливают инфраструктуру в арктической зоне, закладывают корабли, предназначенные для действия в полярных морях. Важная роль в этом отводится патрульным кораблям усиленного ледового класса, а по сути — вооруженным ледоколам.

Рост интереса к региону

В вооруженных ледоколах нет ничего нового.  Атомные ледоколы проекта 10520 (типа «Арктика») имеют конструктивно предусмотренные подкрепления на палубе и надстройках для установки артиллерийского вооружения — предположительно, двух 76-миллиметровых установок АК-176 и до четырех шестиствольных 30-миллиметровых автоматов АК-630. Кроме того, для них предусматривалась РЛС управления огнем «Вымпел». По ряду сведений, резервировалось место и под установки ЗРК «Оса».

Но это импровизация. Не так давно стало известно, что российский ВМФ заказал два патрульных корабля усиленного ледового класса, которые должны быть построены до 2020 года.

Проект 23550 предусматривает постройку универсального патрульного корабля арктической зоны полным водоизмещением от 6,8 до 8,5 тысяч тонн (по разным данным), скоростью 18 узлов, дальностью плавания около 6 тысяч миль и максимальной ледопроходимостью в 1,5 метра. Корабль оснащен буксирной лебедкой с тягой до 80 тонн, что позволяет использовать его в качестве буксира.

Корабль, судя по изображениям проектировщиков, получит универсальную 100-миллиметровую артустановку А-190, вертолет и два патрульных катера типа «Раптор». По ряду сведений, на корабле может быть установлено модульное вооружение, предполагающее использование ракетного комплекса «Калибр-НК».

Соседи включаются в работу

Постепенное вовлечение арктических морей в транспортный и хозяйственный оборот, естественно, вызывает интерес к постройке боевых кораблей ледового класса.

В 2001 году Норвегия получила один из крупнейших своих боевых кораблей — им стал патрульный ледокол «Свальбард». Корабль по водоизмещению (6500 тонн) превосходит ракетные фрегаты типа «Фритьоф Нансен», основу боевого состава ВМС Норвегии.

В Норвегии он остался в одиночестве, но зато заинтересовал канадцев. На их основе в 2007-м Оттава решила построить целую серию из восьми ледокольных патрульных кораблей.

Однако дороговизна проекта (3,1 миллиарда канадских долларов на постройку и еще 4,3 миллиарда на эксплуатацию в течение 25 лет) привела к тому, что Канада несколько упростила техническое задание, одновременно сократив количество кораблей до пяти и оговорив возможность постройки шестого.

В данный момент выделены бюджетные средства в размере 288 миллионов на перепроектирование кораблей, получивших обозначение AOPS (Arctic/Offshore Patrol Ships) или кораблей типа «Гарри де Вульф». Формально головной корабль был заложен еще в сентябре 2015 года, однако его строительство идет ни шатко ни валко.

Активно развивается и мирный ледокольный флот — во многом за счет частных компаний. К примеру, в настоящее время основным пользователем СМП является горно-металлургическая компания «Норильский никель», на ее долю приходится более половины грузооборота северной акватории. Владея уникальным арктическим флотом, состоящим из шести судов усиленного ледового класса ARC7 (пять контейнеровозов и один танкер), «Норникель» самостоятельно осуществляет вывоз своей продукции в Европу и Азию в круглогодичном режиме, — пояснил вице-президент ГМК «Норильский никель» Сергей Батехин.

Сергей Батехин, вице-президент ГМК «Норильский никель»: «Очевидно и то, что без современного ледокольного флота невозможно не только освоение богатейших ресурсов Арктики, но и сама жизнь в этом регионе. Наша компания работает в Арктике более 80 лет и накопила уникальные компетенции, знания и технологии, которые могут помочь раскрыть весь потенциал Арктического региона России». 

Архив новостей

X