Мурманск
I
-8 °C

«Современное искусство дарит энергию»

15.08.2016, 16:38
7

В Норильске появилась полярная арт-резиденция для художников, работающих в визуальных жанрах современного искусства. Местный музей, власти и компания «Норникель» намерены с их помощью преобразить городскую среду.

Для этого мастеров пригласят несколько недель пожить за полярным кругом. «Лента.ру» поговорила о проекте PolArt с е экспертом конкурса Наилей Аллахвердиевой.

Наиля Аллахвердиева, арт-директор музея современного искусства PERMM (Пермь), эксперт конкурса PolArt

- Вы в Норильске были четыре раза. Неужели все настолько серо и мрачно в городе, что нужно приглашать художников?

Аллахвердиева: Я не так вижу проблемы и задачи. На самом деле Норильск — очень красивый город. Это город-концентрат с особенными природными условиями и экстремальной историей, что делает пребывание в нем абсолютно незабываемым. То, что ты переживаешь в Норильске, ты уносишь с собой навсегда. Город как кристалл, очень прозрачный, архитектурно открытый и не совсем испорченный, невзирая на весь драматизм ландшафта. У Норильска сильные стилистические качества, которые надо увидеть. Художники нужны для того, чтобы их увидели еще и все остальные.

Существует традиция негативного восприятия города, связанная с ГУЛАГом. Тем не менее, чем больше общаешься с местными жителями, тем больше понимаешь, что они не просто выживают в Норильске, они живут и наслаждаются жизнью. Летом, к примеру, открывается совершенно космический вид на плато Путорана, а экстремальная зима создает условия для проявления человеческой теплоты. Эти сокровища не очень видны, поэтому мы и зовем художников — открыть территорию всему остальному миру.

Собственных художников в Норильске мало, потому что город в свое время был закрыт. Художники отвечают за интерпретацию, воображение, создание образа будущего. Городу это очень нужно.

Когда смотришь фотографии Норильска в интернете, кажется, что он довольно типичный: стандартные улочки, дома, дворы.

Уникальность любого города связана не только с архитектурой, но и с контекстом. Да, это просто хрущевки в обычном населенном пункте. Но если в средней полосе это не вызывает вопросов, то там, надо понимать, — зона экстремального проживания. Ты осознаешь, сколько травм получили предки людей, проживающих в этих домах, поэтому отношение к ним совершенно другое. Да, город может показаться депрессивным с точки зрения человека неподготовленного. Смотришь на это пространство и думаешь, что необходимо помочь, но очень аккуратно и осторожно. Норильск сейчас частично серый, а частично яркий, цвет там очень нужен, чувствуется его дефицит, но внедрять его надо правильно. Был один негативный опыт в этом отношении: раскрасили местную больницу ярким детским рисунком, и выглядит это очень странно. К тому же есть другая проблема — краска в таком климате держится недолго, необходимо придумывать какие-то особенные технологии и внимательно выбирать материалы.

Люди видят недостатки в Норильске, а я вижу достоинства и прозрачные перспективы, архитектурные красоты. К примеру, чистые открытые проспекты, которых нет сейчас, пожалуй, ни в одном городе. Но еще раз скажу: история места очень важна для переживания пространства. Я это вижу, а фотографии этого не передают. Дома могут быть серыми, но жизнь, которая за ними протекает, вдруг оказывается очень активной и динамичной. К тому же Норильск — это какой-то остров, где очень сильные связи между людьми, сильная взаимовыручка, это чувствуется. Все вызовы природы горожане воспринимают как исключительные условия своей жизни, что делает эту жизнь невероятно ценной и значимой.

Можно ли говорить, что в Норильске начинается культурная революция?

Конечно, разговоров очень много. Действительно, есть ощущение, что город к этому готов, что в нем произошло что-то новое, и он осознал свои ресурсы. Будущее, как говорится, наступает, хотим мы этого или нет. Есть два пути — либо ты проектируешь будущее, либо оно окажется каким-то другим и, скорее всего, неудовлетворительным. Вдруг стало понятно, что в Норильске есть разные сезоны, довольно высокое качество жизни, а люди не только уезжают с этого места, но и возвращаются туда. К тому же существует серьезный интерес к городу со стороны художественного сообщества. Я общаюсь с художниками, и многие мечтают попасть в Норильск, потому что это место силы. Мы сами живем в размытых, расслабленных пространствах, где постоянно на все отвлекаемся, не можем сконцентрироваться. Норильск — собран, бодр. Художники хотят поехать туда не только из-за природы — есть очень много причин.