Дирижёр взлёта и посадки. Кто отвечает за комфортное приземление самолёта?

У диспетчера, который работает на командно-диспетчерском пункте, работы в два раза больше. Он должен успевать следить за тем, что происходит на мониторах и контролировать взлётную полосу.

Этот человек зажигает огни на взлётной полосе и первым видит приземление самолёта. Андрей Богданов работает авиадиспетчером уже больше 30-ти лет. Каждое действие у него отточено до автоматизма. Но человеку такой профессии расслабляться никогда нельзя. Поэтому авиадиспетчеры постоянно учатся, перед каждой сменой проходят инструктаж и готовы к любым ситуациям.

Самолёт из Москвы приземлился точно в запланированном месте. Опытный пилот, несмотря на боковой ветер, смог плавно затормозить у перрона. Но такая идиллия на взлётной полосе не всегда. Чаще всего попотеть приходится в зимний период. Аэродром регулярно чистят, но когда на улице метели и сильные снегопады, порой, посадку приходится откладывать.

Андрей Богданов, авиадиспетчер: «Приходится ставить самолёт… такие слова специальные – в зону ожидания. Запрашиваем у экипажа, сколько у него горючего во времени, сколько он может находиться в этой зоне ожидания. Стараемся сделать так, чтобы успеть подготовить полосу».

Летом за полосой тоже нужен глаз да глаз. На ней не должно быть ни людей, ни животных, ни посторонних предметов. Через монитор чистоту «взлётки» не проверить, каждый метр авиадиспетчер осматривает с помощью бинокля. Самая большая беда – это птицы. В летнее время они очень часто садятся на нагретую полосу стаями – приходится сообщать аэродромной службе, чтобы те пернатых разогнали. Иначе взлёт самолёта может просто не состояться.

Андрей Богданов, авиадиспетчер: «Попадание птицы в двигатель на взлёте, на посадке, это аварийная ситуация. Очень опасная ситуация, потому что самолёт на взлёте, у него недостаточная высота, скорость отрыва и скорость набора тоже небольшая. При попадании птицы двигатель выходит из строя».

Двигатель может не только отказать, но и загореться, рассказывает о возможных последствиях опытный авиадиспетчер. В мурманском аэропорту таких ситуаций не случалось, но сотрудники чётко знают, что им нужно будет делать в случае аварийной остановки. Большую роль играет связь с аэродромной службой – людьми, которые отвечают за организацию работы на земле. Как только самолёт сворачивает со взлётной полосы на перрон, эстафету принимают «наземники».

Архив новостей

Новости наших партнёров

X