Небесные контролёры. Авиадиспетчеры отмечают профессиональный праздник

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают авиадиспетчеры. Журналисты ТВ-21 побывали в Мурманском аэропорту и познакомились с теми, кто встречает, отправляет и разводит самолёты, пролетающие над северной частью Земли.

Без них в небе творился бы полный хаос, а часть самолётов просто не долетала бы до пункта назначения. В сутки с земли поднимаются около девяти тысяч воздушных судов. И движение каждого контролируют авиадиспетчеры.

Знание английского для допуска к контролю международной гражданской авиации обязательно. Профессиональная лексика и разговорный язык - мало ли, что произойдёт на борту.

Вадим Бука, старший диспетчер: «Какие-то ситуации, которые происходят в небе, в воздухе, которые все фразеологии определёнными фразами не опишешь, когда происходит какая-то нештатная ситуация, пилот начинает говорить простым языком. Допустим, у меня были роды на борту. Это было на местном диспетчерском пункте».

Мурманский центр уникальный - таких в России всего два. Кроме Кольского полуострова диспетчеры обслуживают движение над Северным Ледовитым океаном.

Всего в зоне ответственности заполярных диспетчеров 145 тысяч квадратных километров над землёй и ещё почти два с половиной миллиона квадратов над водой.

Через Северный полюс проходит большое количество международных рейсов. Сегодня дежурный по океаническому сектору Владимир Бухаров.

Когда воздушное судно покидает зону действия одного сектора, его тут же принимает диспетчер другого. И только после того, как пилот и принимающая сторона сообщили, что они на связи друг с другом, авиадиспетчер, наблюдавший за самолётом до этого, может перевести дух.

Владимир Бухаров, авиадиспетчер: «Я вот специально подбриваю виски, у меня в 33 года уже всё седое. Нервничать приходится действительно много. В основном, это - пики интенсивности, когда большое количество воздушных судов. Даже без каких-либо особых случаев приходится попотеть, поволноваться, попереживать. Довольно-таки часто это происходит. Вплоть до мурашек по коже.

Юлия Глуховская в этой профессии два года. Любовь к воздушной технике привил папа-военный лётчик. Летать девушка боится, а вот контролировать движение судов с земли у неё получается хорошо.

Юлия Глуховская, авиадиспетчер:
«Конфликтные ситуации: могут над одной точкой сходиться, может один заходить в зону, а второй вылетать и они лоб в лоб могут лететь. И это надо всё решать, делать, чтобы они не сошлись, не столкнулись».

Этот человек зажигает огни на взлётной полосе и первым видит приземление самолёта. Андрей Богданов работает авиадиспетчером уже больше 30 лет. Каждое действие у него отточено до автоматизма.

Но человеку такой профессии расслабляться никогда нельзя. Поэтому авиадиспетчеры постоянно учатся, перед каждой сменой проходят инструктаж и готовы к любым ситуациям. Когда на улице метели и сильные снегопады, порой, посадку приходится откладывать.

Андрей Богланов, авиадиспетчер: «Приходится ставить самолёт в зону ожидания».

Самая большая беда - это птицы. В летнее время они очень часто садятся на нагретую полосу стаями - приходится сообщать аэродромной службе, чтобы те пернатых разогнали.

Иначе взлёт самолёта может просто не состояться. Двигатель может не только отказать, но и загореться. В мурманском аэропорту таких ситуаций не случалось, но сотрудники чётко знают, что им нужно будет делать в случае аварийной остановки.

Новости наших партнёров

X