Романтичная, но очень нервная работа авиадиспетчера

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают представители на первый взгляд незаметной, но очень важной и ответственной профессии. 20 октября – день авиадиспетчера.

Без них в небе творился бы полный хаос, а часть самолётов просто не долетала бы до пункта назначения. В сутки с земли поднимаются около 9-ти тысяч воздушных судов. И движение каждого контролируют авиадиспетчеры.
Знание английского для допуска к контролю международной гражданской авиации обязательно. Профессиональная лексика и разговорный язык – мало ли, что произойдёт на борту.

Вадим Бука, старший диспетчер: «Какие-то ситуации, которые происходят в небе, в воздухе, которые все фразеологии определёнными фразами не опишешь, когда происходит какая-то нештатная ситуация, пилот начинает говорить простым языком. Допустим, у меня были роды на борту. Это было на местном диспетчерском пункте».

С иностранными пилотами и диспетчерами сотрудникам мурманского центра воздушного движения приходится общаться постоянно. Это только на первый взгляд кажется, что у него не много рейсов, а заграничных вообще практически нет. На самом деле мурманский центр уникальный – таких в России всего два. Кроме Кольского полуострова диспетчеры обслуживают движение над Северным Ледовитым океаном.

За одну половину океана отвечает Мурманск, за другую – Магадан. Всего в зоне ответственности заполярных диспетчеров 145 тысяч квадратных километров над землёй и ещё почти два с половиной миллиона квадратов над водой. Через северный полюс проходит большое количество международных рейсов. Сегодня дежурный по океаническому сектору Владимир Бухаров.

Каждый самолёт находится под постоянным контролем. Когда воздушное судно покидает зону действия одного сектора, его тут же принимает диспетчер другого. И только после того, как пилот и принимающая сторона сообщили, что они на связи друг с другом, авиадиспетчер, наблюдавший за самолётом до этого, может перевести дух. Но совсем расслабиться вряд ли получится – пустует океанический сектор редко. Обычно дежурный по океану наблюдает около 10-ти судов.

Владимир Бухаров, авиадиспетчер: «Я вот специально подбриваю виски, у меня в 33 года уже всё седое. Нервничать приходится действительно много. В основном, это пики интенсивности, когда большое количество воздушных судов. Даже без каких-либо особых случаев приходится попотеть, поволноваться, попереживать. Довольно-таки часто это происходит. Вплоть до мурашек по коже».

Ещё больше седых волос прибавляют нештатные ситуации. Небо непредсказуемо и связь с самолётом может пропасть в любую минуту.

Вадим Бука, старший диспетчер: «И вы видите, осознаёте, что у вас через 40 минут они сойдутся в одной точке, а сделать вы ничего не можете. Конечно, есть альтернативные методы, звонки в авиакомпанию, авиакомпании связываются через спутник, через смежные секторы, со всех сторон, чтобы разрешить эту ситуацию».

Нервничать, конечно, приходится, но за 16-ть лет работы океанического сектора сбоев в диспетчерской работе не было. Профессионально справляются с обязанностями и авиадиспетчеры сектора континент. Юлия Глуховская в этой профессии два года. Любовь к воздушной технике привил папа-военный лётчик. Летать девушка боится, а вот контролировать движение судов с земли у неё получается хорошо. Хотя волноваться приходится часто.

Юлия Глуховская, авиадиспетчер: «Конфликтные ситуации – что могут над одной точкой сходиться, может один заходить в зону, а второй вылетать и они лоб в лоб друг другу могут лететь. И это надо всё решать, делать, чтобы они не сошлись, не столкнулись. Конечно, волнуюсь, когда конфликтные ситуации разные, то и руки трясутся, и ладошки потеют, и голос трясётся. Всегда переживаешь».

Как правило, о том, что самолёты сойдутся в одной точке, становится известно за 20-25 минут. Задача диспетчера – довести информацию до пилота и указать направление – выше, ниже, правее или левее. Лётчики к земному труду относятся с благодарностью. Иногда даже на свидание приглашают, улыбается обаятельная авиадиспетчер. Кстати, через несколько минут совершит посадку рейс из Москвы. Контролировать плавное приземление будет уже другой авиадиспетчер.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X