В Мурмашах снова плохо пахнет, а порой и вовсе нечем дышать. Местные жители уверены - всему виной крематорий Андрея Россинского, где жгут биологические отходы. На резкий запах люди начали жаловаться еще в октябре. Потом вроде все утихло. И теперь опять - смрад. Репортаж Натальи Алексеенко и Антона Батаева.
Вот он - крематорий раздора. Находится в паре километров от Мурмашей на территории бывшего коровника. Его владелец - бизнесмен Андрей Россинский. Здесь в печах за деньги утилизируют биологические отходы. Проще говоря, сжигают трупы животных и дохлую рыбу.
А весь зловонный дым - утверждают жители Мурмашей - идет к ним в поселок.
Сегодня с утра пораньше мы встретились с людьми, чтобы выяснить, правда ли смрад от инсенераторных установок так сильно портит воздух. Правда - в один голос отвечают мурмашинцы.
Елена Осадчая: «Вот вчера приехали в полвосьмого домой из города, запах жженой шерсти в квартире стоял».
Константин Чистяков: «Часто в наш дом приезжает скорая помощь. Астматические приступы бывают у многих. У меня жалобы одни: поколение новое растет. Что с ним будет через 15-20 лет, сказать уже никто не сможет».
Елена Поташева: «Нам сильно пахнет, запах неимоверный, просто ужасный. Когда гуляешь с малышом и начинается запах, приходится уходить домой. Дышать нечем. Я знаю, что одноклассница моей дочери разговаривала с мамой, девочка пришла из школы, ее просто рвало, извините».
Пери Долуханова: «С ребенком мы шли с самбо. Последний раз нас рвало. И его, и меня. Мы шли сюда, тут люди идут, кого рвет, у кого головокружение. И многие не знали из-за чего. А потом сказали, что из Молочного перевели сюда крематорий и жгут животных, отходы рыбы».
Люди возмущаются, мало того, что их травят, так еще и угрожают за то, что слишком активничают, отстаивая свои права.
Елена Осадчая: «Вчера я просто сделала Вконтакте в нашей группе «Мурмаши» репост вашей записи ТВ-21 по поводу сегодняшнего заседания в администрации. Мне тут же приходит сообщение, чтобы я закрыла свой рот».
В Кольской администрации тем временем уже начали собираться участники заседания противоэпизоотической комиссии. Вопрос про вонючий крематорий решили рассмотреть первым - вне очереди. Уж очень резонансная тема.
Крематорий в Мурмашах работает с конца июля. Вот только ни поселковые власти, ни районные до недавних пор вообще были не в курсе. Глава мурмашинской администрации негодует: она же должна знать, что происходит в ее поселке. А то жители уже паниковать начинают.
Татьяна Баженова, глава администрации Мурмашей: «Доходило вплоть до того, что там людей сжигают. Мы тоже этого не знали. Ну людей не сжигают. Давайте говорить по-другому. Трупы, да. И сейчас нам поступают ответы, что все законно, нарушений со стороны ИП Россинского нет».
Нарушений нет, а запах есть. Ирина Мельникова - депутат Кольского райсовета и по совместительству тренер по лыжным гонкам - говорит: какой уж тут активный зимний отдых, когда такая вонь.
Ирина Мельникова, тренер по лыжным гонкам: «Вчера у нас дети до 7 часов откатались, с 19:30 до 20:00 мне позвонили наши любители, у нас работает освещенная трасса, люди приходят туда кататься. Позвонили, сообщили о том, что был запах».
А может это вовсе не из крематория аромат - защищается бизнесмен Андрей Россинский. Мало ли в округе вонючих сооружений.
Андрей Россинский, предприниматель: «Хочу сообщить, что рядом с улицей Цесарского, где есть жалобы на запах, есть два гаражных кооператива, где множество печек и труб».
Уже после заседания комиссии мы приехали в крематорий. Здесь кипит работа. В печи горит полтонны рыбы. Остальные отходы в контейнерах ждут своей очереди. Пахнет, конечно, неприятно. Через 5 минут хочется сбежать на улицу. Но такого аромата, чтоб накрыл все Мурмаши, нет. Впрочем, глупо было бы не подготовиться к нашему приезду. Андрей Россинский уверяет нас, работают они только днем, ночью ничего не палят, закон не нарушают. Вот недавно трубу сделали повыше, чтобы пахло меньше. Скоро новый фильтр поставят.
Андрей Россинский, предприниматель: «Рассматриваем угольные фильтры, надеемся, что они очень нам помогут. Все мы знаем, что уголь очищает хорошо».
Главный заполярный ветинспектор Алексей Касаткин тоже сюда приехал. Зашел в крематорий, посмотрел, как работает печь. Правда, на главный вопрос, откуда же все-таки пахнет, ответить не смог.
Алексей Касаткин, председатель комитета по ветеринарии Мурманской области: «Во время работы крематора выехать и посмотреть, есть запах или нет запаха и задокументировать. Потом принять дальнейшее решение. То есть, не факт, что запах отсюда? Возможно, нужно здесь работать и устанавливать это все. А какие варианты, откуда пахнет? Да мало ли, из гаражей. Я сам лично не чувствовал, нужно смотреть и разбираться конкретно».
А пока чиновники и сотрудники надзорных органов планируют конкретно разбираться, жители Мурмашей уже собрали подписи против работы крематория. Считают, что его нужно либо переносить, либо закрывать.
Татьяна Кондакова: «Самое опасное и неприятное, что животных усыпляют нервно-паралитическими препаратами, которые при сжигании выбрасываются в атмосферу. Мы все этим дышим».
Это письмо мурмашинцы собираются направить губернатору Мурманской области. Надеются, что послание с ароматом жженых трупов поможет им вернуть в поселок чистый воздух.