Мурманск
I
-11 °C

Перепутали города или верили в светлое будущее? Загадки заброшенного вокзала в Кировске

Кировский вокзал можно назвать одной из достопримечательностей района и даже Мурманской области. Туристы, приезжающие в Хибины, стараются посетить и это здание.
06.07.2017, 11:39
624

Несмотря на то, что выглядит оно, мягко говоря, непрезентабельно, разглядеть в нём былое величие не сложно. Массивные колонны, огромные арки, большие залы – легко узнаваем стиль «сталинской» архитектуры. Строительство вокзала началось в 1934 году.

Марина Шаркова, сотрудник историко-краеведческого музея Кировска: «Дворец проектировался с размахом. Это должно было быть большое здание облицованное мрамором, там проектировалось 3 больших зала, гостиница и ресторан. И всё по высшему разряду».

Но радужные планы разбились о суровую реальность – денег всё время не хватало, стройку несколько раз замораживали. В итоге сдан объект был спустя пять лет, а часть помпезных задумок так и не была воплощена в жизнь. Но, тем не менее, выглядело здание величественно. Внутри было всё, что должно быть на больших вокзалах – и камеры хранения, и комнаты отдыха, и большой ресторан.

Марина Шаркова, сотрудник историко-краеведческого музея Кировска: «Здесь лавочки стояли. Можно было посидеть, подождать. Очереди тогда были большие. Особенно летом, когда в отпуск все уезжали. Гостиница была и пельменная. Она находилась в зале, который изначально строился как ресторан. И, кстати, эта пельменная очень славилась среди горожан. Вкусные пельмени готовили».

При этом активного пассажирского движения на кировской железной дороге не было. Ходили электрички до Апатитов, да прицепные вагоны. А вот товарные поезда курсировали постоянно – между фабриками. Но несмотря на это людей на вокзале всегда было много – это и туристы, и посетители пельменной, и люди, покупавшие билеты в кассах.

Вопросом – для чего же такому маленькому городу на тупиковой ветке понадобился столь шикарный вокзал люди задаются по сей день. И строят свои предположения. Популярна легенда о том, что, на самом деле, чиновники перепутали города, и строение должно было появиться в другом Кировске, расположенном в Ленинградской области.

Марина Шаркова, сотрудник историко-краеведческого музея Кировска: «Во-первых, Кировск Ленинградской области, Кировск Мурманской области… на тот момент, когда начали строить вокзал, а это был 1934 год, наш город был Хибиногорск и он тоже входил в состав Ленинградской области. И город Кировск Ленинградской области – он тогда тоже Кировском ещё не был. Эти имена города получили после смерти Сергея Мироновича Кирова».

Второй Кировск получил такое название только в 53 году, до этого он был посёлком Невдубстрой. Так что версия про ошибку подтверждения не имеет. Так же, как и про раннюю смерть архитектора – Николая Митурича, который работал над кировским вокзалом. Народные легенды гласят, что ошибка чиновников его сильно расстроила, и он не смог с этим жить. Однако на самом деле архитектор прожил довольно долгую жизнь и умер в 1973 году в возрасте 82-х лет.

Марина Шаркова, сотрудник историко-краеведческого музея Кировска: «С другой стороны, интересно, что здание такое загадочное и вокруг него столько легенд ходит.

Загадочное здание героически выстояло в годы Великой Отечественной войны. Бомба, взорвавшаяся рядом, повредила стену строения. После войны вокзал восстановили, и ещё долгое время он принимал пассажиров. В середине 90-х из Кировска в Апатиты стали чаще пускать автобусы, билетные кассы так же перенесли в соседний город. И красивый вокзал стал никому не нужен».

Марина Шаркова, сотрудник историко-краеведческого музея Кировска: «Его дали одному предпринимателю в аренду. Он хотел здесь разместить оборудование для небольшого пивного заводика. Но либо денег у него не хватило, либо ещё какие-то проблемы возникли, он свою идею не использовал никак».

Какое-то время здание охранялось, но потом муниципалитет нашёл более важные статьи расходов. Заброшенный вокзал быстро облюбовали местные маргиналы. Унесли оттуда всё, что можно было унести. Потом в здании произошёл пожар. Уцелело только то, что не могло сгореть в принципе – кирпичные стены, колонны и бетонные лестницы. А в 30-е годы ожидания у людей были совсем другими – будет большой вокзал, будет развиваться и расти Кировск. Как показало время, амбициозные мечты советских политических деятелей так и остались мечтами.