Полвека в небе – на защите госграницы. Летчики объединенного арктического авиаотряда ФСБ России готовятся к юбилею

Они охраняют арктические рубежи с воздуха, служат в суровых условиях, и им привычнее бывать в небе, чем на земле. Летчики объединенного арктического авиаотряда ФСБ России скоро отметят 50-летие со дня создания подразделения. Наши журналисты - Наталья Алексеенко и Сергей Расюк - вместе с летчиками преодолели тысячи километров и убедились - летают они не по долгу службы, а по зову сердца.

Они охраняют арктические рубежи с воздуха, служат в суровых условиях, и им привычнее бывать в небе, чем на земле. Летчики объединенного арктического авиаотряда ФСБ России скоро отметят 50-летие со дня создания подразделения. Наши журналисты - Наталья Алексеенко и Сергей Расюк - вместе с летчиками преодолели тысячи километров и убедились - летают они не по долгу службы, а по зову сердца.

Аэродроме в Воркуте. Именно здесь расположена база объединенного арктического авиационного отряда ФСБ России. Здесь служат летчики. В зоне их ответственности высокоширотные архипелаги, острова Северного Ледовитого океана. По протяженности это практически половина всего Северного морского пути.

От Кольского полуострова до полуострова Таймыр. Летчики выполняют различные задачи, в том числе, в интересах пограничного управления по западному арктическому району. Перевозят личный состав, доставляют груз в далекие гарнизоны. Вылетают на разведку, обеспечивают безопасность мореплавания по трассе севморпути, борются с браконьерами, а также участвуют в других спецоперациях, в том числе, по противодействию терроризму.

Сложная авиационная техника - военные вертолеты и самолеты - поддаются не только мужчинам, но и женщинам. Главное, говорят летчики, спокойствие, уверенность и любовь к службе.

Евгения Реутова отучилась в курганском военном институте, продолжила летную деятельность в транспортном авиационном полку в Йошкар-Оле. А теперь вот уже четырнадцатый год служит в Воркуте. Сейчас это объединенный арктический авиаотряд ФСБ России. Евгения - второй пилот, летает на самолете АН-26. Летать приходится часто и подолгу. Зато, как и все ее коллеги, бывает в таких местах, куда гражданскому человеку просто так не попасть.

Евгения Реутова, сотрудник объединённого арктического авиационного отряда ФСБ России: «Это Земля Франса - Иосифа - Нагурское. Впечатляющее место такое, где можно увидеть все контрасты нашей природы. Просто в прошлом году, когда была на Байкале, это не удивило меня после тех впечатлений, которые были на Крайнем Севере. А так - естественно, Мурманск, Москва, Архангельск, Воркута. Если смотреть на Восток - то это Хатанга. Такие крайние точки восточные».

Евгения налетала уже 1300 часов. Опыт большой. Тем не менее, свое первое самостоятельное путешествие в небо помнит отлично.

Евгения Реутова, сотрудник объединённого арктического авиационного отряда ФСБ России: «Вы знаете, это самые непередаваемые ощущения. Естественно, воспоминания о нем будут постоянно находиться с тобой. Первый мой самостоятельный вылет был на ЯК-18. Без инструктора. Это состояние свободы. Естественно, нужно было контролировать всю ситуацию, в которой ты находишься, чтобы полет завершился хорошо, чтобы выполнить его на отлично».

По словам летчиков арктического отряда, в небе не просто работа, это жизнь. Опытные сотрудники, даже отслужив положенный срок, на пению не спешат. Александр Сергеев - штурман вертолетной эскадрильи. За 35 лет службы чего только не было - рейсы в непогоду, сложные посадки, личный рекорд - 7 часов, 25 минут беспосадочного путешествия на МИ-8. Кто летал - тот оценит. Но самый жуткий и опасный полет был в Афганистане. Александр Сергеев воевал там и чуть не погиб.

Александр Сергеев, сотрудник объединённого арктического авиационного отряда ФСБ России: «Вон, кстати, стоит машина с марыйского полка. На этой машине нас сбивали в 87 году, командир у экипажа оторвало ногу, десант из машины - из 13 человек 11 человек были расстреляны в дверь. Командира экипажа оттащили на подсевший за нами вертолет, потом с другим экипажем вернулись за бортовым техником, забросили его на машину, и на этой израненной вдрызг машине прилетели на свою базу».

Но даже после этого случая Александр Сергеев не подумал поменять профессию. Летчики - сильные и отважные. А других, улыбаются, в военной авиации и не бывает.

Сейчас Александр Крючков чаще бывает на земле, чем в небе. Расшифровывает черные ящики. Но за время службы летчиком-штурманом налетал немало. Участвовал и в первой, и во второй чеченских кампаниях. Проводил разведполеты, сопровождал наши колонны с продовольствием и боеприпасами, прикрывал их с воздуха. Такая колонна могла растянуться на десятки километров. При этом, по пути следования любой мирный пастух мог оказаться боевиком с оружием за пазухой.

Александр Крючков, сотрудник объединённого арктического авиационного отряда ФСБ России: «Дороги периодически минировались. Была большая вероятность, что машины могут быть подорваны или обстреляны из зарослей деревьев, кустарников, лесов. Чтобы избежать этих необдуманных потерь, использовалась авиация. В любой момент может произойти обстрел и все что угодно. Каждый день что-то было связанно с риском».

Впрочем, полеты - хоть в горячих точках, хоть в мирном небе - всегда дело сложное и ответственное. А любой самолет или вертолет - далеко не бездушная машина - уверены авиаторы.

Александр Крючков, сотрудник объединённого арктического авиационного отряда ФСБ России: «Завтра даже вы полетите, вы поймете, насколько это не просто надежный, а живой организм. Его нельзя не любить».

Михаил Смотров, сотрудник объединённого арктического авиационного отряда ФСБ России: «Знаете, как говорили нам в летном училище, в авиации не бывает случайных людей. У нас был большой курс, мы набрали много людей, но доучились немногие. Потихоньку авиация людей убирает. В итоге остаются люди, который действительно призваны летать, выполнять работу. А что пожелать… Я думаю, все, кто любит небо - поступайте, и никогда не пожалеете о своем выборе».

Осенью объединенный арктический авиационный отряд ФСБ отметит полувековой юбилей. Как и раньше, сейчас надежную охрану государственной границы, освоение арктических просторов без авиации представить невозможно. Профессионализм летчиков, их непростую службу мы успели оценить во время нашей трехдневной командировки по отдаленным гарнизонам. Воркута, Нарьян-Мар, Колгуев, Варандей, Амдерма, Баренцево и Карское моря.

За эти дни мы успели побывать в пяти городах и поселках, преодолели тысячи километров на самолете и вертолете. И при этом не успели облететь даже половины всех погранпостов и погранзастав западного арктического района.

Летчики отправляются каждый по своему маршруту. А мы с экипажем военно-транспортного АН-26 из Воркуты обратно в Мурманск. С планами о будущих авиапутешествиях. 

Архив новостей

X