«Вестерн Нептун» ищет газ и нефть в Баренцевом море

Росгеология пополнила свой сейсморазведочный флот современным научно-исследовательским судном «Вестерн Нептун». Сейчас он работает в Баренцевом море, ищет месторождения газа и нефти. Пять дней наша съёмочная группа - Татьяна Юлусова и Константин Кабанец провела в море.

Росгеология пополнила свой сейсморазведочный флот современным научно-исследовательским судном «Вестерн Нептун». Сейчас он работает в Баренцевом море, ищет месторождения газа и нефти. Пять дней наша съёмочная группа - Татьяна Юлусова и Константин Кабанец провела в море.

Журналисты посмотрели, как ведётся сейсморазведка, познакомились с людьми, которые совмещают сразу три профессии и узнали - как дельфины могут помешать поиску углеводородов на арктическом шельфе.

Участок исследований расположен в Баренцевом море, его площадь как четыре Москвы. Здесь работает российское сейсмическое судно «Вестерн Нептун» - недавнее приобретение мурманской компании «Севморнефтегеофизика», входящей в государственный геологический Холдинг «Росгеология».

Перед его покупкой российские специалисты продолжительное время осматривали корпус, тестировали оборудование и проверяли исправность всех обеспечивающих систем.

Сергей Сучков, заместитель генерального директора АО "Росгеология", управляющий директор "Севморнефтегеофизика": «Я  бы сказал, что это не просто шаг для нашей компании, а прыжок.Это приобретение, в первую очередь, очень важно для развития российской геологической школы, для развития нашего предприятия. Это первое судно, которое находится в собственности российской государственной компании».

Главный на борту всегда - капитан. Но на сейсмическом судне судоходство и наука должны договариваться. Курс с координатами задают здесь, в аквариуме, как его называют сотрудники. Лаборатория - мозговой центр Нептуна, его извилины - компьютеры - в 500 раз мощнее привычных нам персональных. За ними - 6 сотрудников, но смело можно умножить на три. Ведь каждый из них - и геолог, и физик и математик.

Роман Майоров, главный оператор сейсмостанции: «Мы сейчас с вами оказались в лаборатории. Сейчас идёт полным ходом съёмка сейсмического материала. Именно сейчас идёт процесс получения сейсмических данных, их частичной обработки. Здесь несколько департаментов, которые занимаются съёмкой материала. Чем сейчас занимаются навигаторы можно посмотреть прямо на экране в режиме онлайн. Можно увидеть пароход и эти 12 кос, которые буксируются за судном».

12 кос уходят в море на 6 километров. От головной части косы, сигнал движется в хвост. Происходит отражение от слоёв породы и эти данные фиксируют сотрудники. Если проще - то, сигнал - это нож, который разрезает торт, мы видим - сколько в нем коржей и какая начинка. Торт - это дно моря, коржи - это слои горных пород, а начинка - нефть и газ.

Роман Майоров, главный оператор сейсмостанции: «Можно услышать и увидеть регистрацию этих сигналов прямо на сейсмических косах. Если сюда вы сейчас камеру направите, то можно увидеть, как сигнал проходит прямо по косам. Непосредственно мы видим 12 наших сейсмических кос. Если в навигации мы видели их позиционирование, то здесь мы видим их состояние. То, что происходит под водой». 

Навигаторы и операторы в режиме 24-ти часов следят за состоянием кос в воде, их исправностью и наличием сигнала. Тишина в лаборатории - признак того, что всё работает без перебоев. Но так бывает не всегда. На хвосте 12-ой косы посторонние шумы. Нужно покинуть кресла и выйти в море на рабочем катере. Этот малыш стоит, кстати, как круизный лайнер, начинка дорогая. Действовать будут на воде вслепую, координаты сообщат из лаборатории.

Шумом на косе оказалась рыбацкая сеть. Такое изредка случается. Навигаторы освободили оборудование, можно возвращаться в лабораторию.

Андрей Беднарчик, навигатор:
«Несколько раз в месяц цепляем что-то. Иногда цепляем что-то нечто тяжелое, что способно оторвать косу, в данном случае коса оказалась крепче. Погода была неблагоприятная, все справились, вы тоже большие молодцы». 

Вот так выглядит участок, по которому идёт Нептун. Чёрное поле - морская целина. Белый цвет - осмотренный участок. Тёмных пятен - быть не должно, их и нет. Это значит, что если есть месторождения, то их обязательно найдут. На это ориентирован весь экипаж. Здесь собрали лучших. Александр Щёкин - капитан Нептуна, выпускник советской мореходной школы. Если сложить пройденные морские мили, получится - обогнул земной шар несколько раз.

Александр Щёкин, капитан судна "Вестерн Нептун": «Для нашей компании, для нашей страны - это очень крупное и важное приобретение. Теперь мы можем заявить о себе, как очень серьёзной компании, которая может заявить о себе. Она работала уже с 2D и 3D, но с таким судно перспектив намного больше». 

Работа в море требует постоянного наблюдения за обстановкой и отслеживания погодных условий. Зачастую в исследовательском районе появляются морские животные. В этом случае находящийся на судне наблюдатель Екатерина Евсеева - научный специалист по млекопитающим дает предупреждение навигаторам.

Екатерина Евсеева, наблюдатель за морскими млекопитающими:
«Чаще всего встречаются дельфины, киты. Усатых китов очень мало.  Если животные подходят в сейсмоопасную зону, то мы даём команду о прекращении работы оборудования».

Другой важный фактор - погода в море. Прогноз диктует график работы. Если на участок движется циклон, нужно уходить.

Вячеслав Исаков, начальник партии научно-исследовательского судна «Вестерн Нептун»: «Чтобы не тратить время на выпуск оборудования. Как только циклон проходит, судно разворачивается и возвращается в свою рабочую зону. Но если ситуация такова, что уйти невозможно, то экстренно поднимаем оборудование».

Исследовать участок закончат в октябре. Все полученные данные будут направлены для обработки и интерпретации, когда «Вестерн Нептун» впервые войдет в российский порт. Именно в порту Мурманск на нём торжественно поднимут российский триколор и, возможно, сейсморазведочному судну дадут новое имя.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X