В Норвегии открылся мост, названный в честь святого Трифона Печенгского

Новый мост, новый тоннель, качественно отремонтированная международная трасса. В России и Норвегии в один день состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию реконструированного участка автодороги Мурманск - Никель - Киркенес. О том, как все происходило по обе стороны границы - репортаж Сергея Юдкова, Константина Кабанца и Ильи Курмашева.

Новый мост, новый тоннель, качественно отремонтированная международная трасса. В России и Норвегии в один день состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию реконструированного участка автодороги Мурманск - Никель - Киркенес. О том, как все происходило по обе стороны границы - репортаж Сергея Юдкова, Константина Кабанца и Ильи Курмашева.

Международная трасса Е-105 это важный европейский транспортный коридор . Трудно себе представить, но начало она берет аж в Крыму, в Ялте, затем идет через Украину, через всю европейскую часть, федеральная трасса «Кола» так же входит в ее состав. А это норвежская часть - всего 10 километров до Киркенеса.

Еще тридцать лет назад граница была на замке. Из Советского Союза в капиталистическую Норвегию проехать было сложно. Культурные связи были, но минимальны. Сегодня ежедневно границу пересекают тысячи человек - кто путешествует, кто едет по работе или за покупками.

Старая дорога от российской границы в Киркенес проходит вот по этому мосту, через сопки, маленькие поселки. И вот, говорят, жители этих маленьких поселков и обратились к властям с просьбой спрямить трассу, чтобы избавить их от автомобильного шума.

Тоннель длиной длинной в 690 метров вырыт в скале. Построили его за три года. Хорошими темпам. Возвели и мост - еще 284 метра - через небольшой фьорд. Общая сумма проекта реконструкции составила 831 миллионов норвежских крон.

Церемония открытия начинается не с государственных гимнов, не с маршей, а лирической мелодии Грига. Исполняет оркестр киркенесской школы.

Рюне Рафаэльсон, глава коммуны Сёр-Варангер: «Строительство дорог, тоннелей, мостов - это знак цивилизации. Новый мост, тоннель, дорога - событие для всей коммуны Сер-Варангер, конечно же, большое. Не каждый день такое происходит. Поэтому на мосту не протолкнуться».

На норвежской стороне настоящий праздник, тут и важные чиновники и представители духовенства - норвежской церкви, русской православной и, конечно же, жители практически всех местных деревень.

Улоф, епископ норвежской лютеранской церкви: «Мы были добрыми соседями долгое время и мы продолжим быть хорошими соседями. Мы строим мосты между языками между культурами, обеспечивает общение, взаимодействие».

Симон, митрополит Мончегорский и Мурманский: «Дорога всегда указывает нам на удаленность на расстояние, но она и соединяет нас обеспечивает доступность».

Присутствие на церемонии представителей духовенства не случайно. Так случилось, что в этих местах находится пещера Святого Трифона Печенгского, в которой он скрывался от преследовавших его языческих жрецов. Именно поэтому и новый мост норвежцы решили назвать именем Трифона».

Кульминация праздника - разрезание, точнее развязывание ленточки. И все - движение можно открывать.

Кетил Селвик-Олсен, министр транспорта и коммуникаций королевства Норвегия: «Трасса отлично обеспечит безопасность движения при высокой скорости и большом трафике. Это важно для местных жителей, которые часто перемещаются на небольшие расстояния. В то же это позволит быстрее добраться из Киркенеса до Мурманска».

А спустя пару часов - уже на российской территории - в приграничной зоне - проходит еще одна церемонии - ввода в эксплуатацию участка автотрассы «Кола». 16 километров реконструированы по всем международным стандартам. Стройка обошлась федеральному бюджету в три с половиной миллиарда рублей.

Алексей Тюкавин, первый заместитель губернатора Мурманской области: «Качество вообще отличное, это даже отмечают профессионалы, включая норвежских профессионалов.
Специалисты отмечают, что дорога спроектирована с максимальным приближением к существующей трассе. Для обеспечения безопасности дорожного движения спрямлены углы поворотов. Установлено 69 дорожных знаков и более 15,5 км барьерного ограждения».

Сергей Аристов, заместитель министра транспорта России: «В России, как и в Норвегии транспорт является важнейшей отраслью экономики. Реконструкция участка дороги обеспечила все нормативы и безопасное движение транспорта».

Кроме того, на новом участке дороги в качестве эксперимента применен опыт северных стран - разметка тут более заметного, желтого цвета. Но даже не это главное. Многие участники церемонии открытия - как норвежцы, так и россияне - отмечали политическую значимость стройки.

Алексей Тюкавин, первый заместитель губернатора Мурманской области: «Мы в очередной раз показали всему миру, что в то время как где-то строят заборы, копают рвы, мы с нашими норвежскими друзьями реконструируем дороги для того, чтобы нашим людям было удобней попадать друг к другу, взаимодействовать».

Итак, международная автотрасса Е-105 Ялта-Киркенес в российско-норвежском приграничье теперь в идеальном состоянии. Что дальше? Норвежцы планирует заняться ремонтом дорог, идущих от Киркенеса на запад страны и в Финляндию. В Мурманской области продолжится ремонт автотрассы «Кола» - сегодня она уже более чем на 90 процентов соответствует всем международным нормам.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X