Мурманск
I
-7 °C

Владимир Потанин: «Следующий этап - новый инвестиционный цикл»

29.11.2017, 12:53
9

Об обновленной стратегии «Норникеля», о своем видении того, какой будет компания после реализации всех планов, - в интервью «Ведомостям» рассказал президент «Норникеля» Владимир Потанин.

Пятилетка эффективного роста

Как отметил Владимир Потанин, все горнодобывающие компании живут 5-7-летними сроками, потому что это примерный срок реализации крупных проектов от момента задумки до момента, когда построена фабрика или шахта и она выходит на проектную мощность. И если мыслить такими категориями, то для «Норникеля» завершается пятилетний период (с конца 2012 года, когда зашла новая команда, определила новую стратегию).

- Это было приведение компании в более спортивную форму, - сказал глава «Норникеля». - Нужно было наладить и укрепить инвестиционную и бюджетную дисциплину, нужно было провести реконфигурацию существующего производства, целых технологических цепочек: какие концентраты мы производим, где и как обрабатываем, куда доставляем для последующей обработки. Мы разделили медную и никелевую цепочки между Кольской ГМК и Заполярным филиалом, что повысило эффективность. Следующий этап, который мы анонсируем, - это новый инвестиционный цикл. На базе того, что мы уже сделали, мы можем расширить мощности по обогащению - в частности, рассматриваем возможность строительства третьей очереди Талнахской обогатительной фабрики с подъемом мощности в 1,8 раза до 18 млн тонн.

Возможности для развития

В компании также рассматривается развитие так называемого Южного кластера, что позволит больше задействовать мощности Норильской обогатительной фабрики. Решая экологические проблемы, «Норникель» обновил и увеличил плавильные мощности на Надеждинском заводе, сообщил Потанин.

- С одной стороны, у нас это все становится более современным, а с другой - дает возможности для развития, - подчеркнул он. - Ведь чем совершеннее фабрика, тем более качественный концентрат она производит, а это высвобождает дополнительные плавильные мощности (для любого металлургического производства это самая затратная часть). А значит, инвестируя в новые проекты, в течение 5-6 лет мы могли бы получить существенную прибавку к тому производству, которое мы демонстрируем сегодня. Но нужно это делать сейчас.

Еще один момент, на который обратил внимание Владимир Потанин, - растущий спрос на металлы:
- Палладия требуется все больше. С кобальтом, с никелем такая же история в связи с производством батарей для электромобилей. Поэтому мы стараемся понять, как мы могли бы увеличить акционерную стоимость, адаптируя портфель наших продуктов к нуждам новых индустрий и нового спроса. Мы считаем, что пока ожидания рынка завышены, поэтому мы не делаем массированных инвестиций, но мы стараемся вести проактивную маркетинговую политику и то, что называется тонкой настройкой наших продуктовых рядов.

Вопросы экологии меняют бизнес-психологию

В новый инвестплан уже включены расходы, связанные с реализацией «Серного проекта» в Норильске, который поможет сократить суммарные выбросы диоксида серы в Заполярном филиале к 2023 году на 75%. Как уже сообщалось, изначально руководство «Норникеля» рассматривало два варианта реализации масштабной экологической программы: производство элементарной серы и производство серной кислоты с ее последующей нейтрализацией известняком и получением гипса. В итоге остановились на втором варианте.

- Вопросы экологии для нас сегодня, пожалуй, самая крупная тема, которая, не сочтите за пафос, меняет нашу бизнес-психологию, - подчеркнул Владимир Потанин. - Все привыкли, что «Норникель» - главный источник загрязнения. Мы всегда стремились сделать Норильск чистым городом, сделать производство зеленым. Мы долго с этим работали, у нас были разные идеи, и сейчас эта развилка пройдена. <…> Мы будем делать проект, который заключается в производстве серной кислоты, последующей ее нейтрализации и использовании получаемого в результате продукта, гипса, как строительного материала. Но последнее, конечно, пока наша мечта. Эта программа оценивается в 2,5 млрд долларов США. Для нас это деньги, которые не вернутся. Но без этого жить больше нельзя, потому что и давление внешнее сильное. Инвесторы не хотят покупать акции компании, которая производит металл на грязном предприятии. Давление со стороны государства и общественности по поводу того, что дышать таким воздухом невозможно. И в конце концов, наше собственное понимание того, что доходы доходами, но нужно создавать вокруг себя приличную социальную среду - в этом случае экологическую как аспект социальной. Сочетание этих факторов делает проект стоящим. Я рассчитываю и на экономический эффект. Когда к 2023 году мы эти проблемы решим, большой круг инвесторов сможет приобретать акции «Норникеля», а наше инвестиционное предложение к этому времени будет еще более привлекательным, чем сейчас. Сочетание этих двух факторов приведет к росту курса акций и созданию долгосрочной стоимости, которая, возможно, будет сопоставима, а может быть, будет превышать то, что мы потратим на серный проект. Я никому бы не советовал закладывать это в стратегическую модель, но тот факт, что мы будем осуществлять этот проект, будет нас греть все пять лет.

К 2019 году выбросы в Печенгском районе снизятся вдвое

Говоря об экологических проектах Кольской ГМК Владимир Потанин отметил, что здесь ушли от обжига концентрата, получаемого на обогатительной фабрике, и полностью перешли на его механическое брикетирование. Это привело к значительному снижению выбросов на границе с Норвегией в Заполярном и Никеле.

- Следующий шаг - мы изменим технологию, разделим производимый концентрат на богатый и бедный (фабрика будет реконструирована и модернизирована в том числе для этого), - поделился планами Владимир Потанин. - Бедные концентраты, с более высоким содержанием серы, мы станем продавать на внешний рынок. Они и были источником значительной части выбросов... Сейчас мы будем плавить только богатый, проведем дополнительные мероприятия по тонкой настройке процесса, и в 2019 году, когда полностью завершим модернизацию технологической цепочки, мы снизим выбросы вдвое. О полном закрытии плавильных мощностей пока разговор преждевременный.