Мурманск
I
-10 °C

Журналист Павел Селин побывал в местах съемок «самого мурманского фильма»

В нашем городе Павел Селин захотел побывать на местах, где Георгий Данелия снимал фильм «Путь к причалу». Это одна из его любимых кинокартин. Посмотреть на места, где проходили съемки и проложить свой путь к причалу журналисту помогли корреспонденты ТВ-21
15.12.2017, 20:02
488

В нашем городе Павел Селин захотел побывать на местах, где Георгий Данелия снимал фильм «Путь к причалу». Это одна из его любимых кинокартин. Посмотреть на места, где проходили съемки и проложить свой путь к причалу журналисту помогли корреспонденты ТВ-21 Сергей Неверович и Сергей Расюк.

Фильм Георгия Данелия «Путь к причалу» снимали в 1962 году. Большая часть съёмок проходила в Мурманске. Особенно узнаваемы кадры из центра города у памятника Анатолию Бредову. Естественно и встречу с Павлом Селиным назначили именно здесь.

«Здравствуйте коллега! - Здравствуйте Павел. Похоже? - Ну что, место вроде бы оно. - Да, оно самое. - Тот самый памятник. А вопрос следующий. Где будка, в которой происходит одна из самых трогательных сцен фильма, где мальчик маленький просит положить Росомаху монетку, потому что он не дотягивается. - Ни будку, не место где она стояла посмотреть, к сожалению, не получится. Потому что будок таких уже нет, а само место это снимали в Москве. Но порт то снимали в Мурманске? - Порт да, в Мурманске, можем пройти посмотреть».

Роль настоящего морского волка Зосима Росомахи, боцмана буксира «Кола», исполнил в фильме актёр Борис Андреев. Памятник морскому волку установили в Мурманске в сквере у Тралфлота в 2016 году.

«Собственно где он, этот памятник? - Да собственно трудно заметить, но вот он. Находится здесь, это сквер капитанов».

Памятник установили на высоту в 8 метров. По задумке чтобы его рассмотреть нужно смотреть в подзорную трубу. Разместили рядом, вот только хулиганы ее давно украли.

«Кто ж знал, что в Мурманск нужно было брать прежде всего подзорную трубу, или бинокль, чтобы рассмотреть знаменитый памятник морскому волку. Но мы, телевизионщики, народ не лыком шитый, у нас есть свои методы и способы. - Будем использовать телекамеру».

Итак, камера установлена. Павел хочет взглянуть, действительно ли морской волк похож на героя из фильма.

«Сейчас там снег поэтому разобрать невозможно, но по походке по куркулентности, это действительно Борис Андреев».

Пора ехать дальше. С этого фильма началось многолетнее сотрудничество Данелии и композитора Петрова. Настоящим хитом шестидесятых стала главная песня фильма. Песня о друге.

«Помните да, эту песню, которая в фильме звучит, кстати одна из любимых песен моего детства. Если радость на всех одна, на всех и беда одна».

«Киношное начальство очень долго не принимало у Данелия эту песню. Говорили, что это совершенно не советская мелодия. Данелия придумал такой ход, говорит, знаете, действие происходит в Арктике, то в песне используем мотивы народных песнопений чукчи. Ну и начальству ничего не оставалось сделать, ну если чукчей, то ладно».

Единственно место в центре Мурманска, где можно сейчас пройтись вдоль залива это территория Морского вокзала. Съемки проходили и здесь, и на территории порта.

«Вот они идут по этой набережной. Так ну что здесь изменилось, здесь изменилось… - Всё. - Здесь изменилось всё».

Очевидцы рассказывают, что для съемок тогда специально построили новую набережную. Что с ней стало неизвестно. Многие сцены снимали на территории, которая сейчас закрыта.

«Данелия вспоминал, что у него одна из самых больших проблем была с тем, как показать вот эту сторону моряцкой жизни. - Но цензурно показать. - Да, что моряки матерятся как сапожники. Поэтому во всех сценах, где моряки должны ругаться они заменили матерные слова на такие нормальные, но они их произносят так… Сарделька ты, сосиска ты! Печенка! Собаченка!»

Встретили мы здесь мурманских рыбаков. Они не ругаются ни культурно, ни по-другому. Просто стоят и ловят рыбу.

«Вот этот фильм здесь знают, любят? - В принципе, как любят. Я недавно смотрел в интернете. - То есть вы реально в интернете посмотрели. - Ну так в интернете можно ж найти. А за что его любят, этот фильм вообще. - Оба на! Нормально да. - Ну как, морской, мурманский. - А че, все, не клюнуло? - Клюнуло, но все… - Тьфу».

Ловит Валерий пикшу, уже есть чем похвастаться. Про фильм говорит, что любит его из-за кадров родного города. Вот только, как оказалось, важную деталь он упустил.

«Данелия же снимал этот фильм да. - Даже так, да? Я даже не посмотрел -Да, путь к причалу это Данелия. Про Данелия вы мне сказали… - Серьезно. - Надо будет еще раз пересмотреть титры. Титры я не внимательно смотрю».

Долго Валерия не отвлекаем и идем дальше. Жаль, что как раньше на пирс морвокзала сейчас не выйти.

«Я смотрю сейчас-то к причалу не подойти да. Путь перекрыт. - Да, не получится никак здесь. - Все закрыто. - Вообще проблема у нас подойти к воде, потому что везде закрыты территории. Порта и так далее. Дело в том, что у меня есть традиция, я везде, где бываю у реки, у воды, у моря, у меня есть традиция, нужно поздороваться, иначе удачи не будет».

Подойти к воде в морском Мурманске не так-то просто. Решаем поехать на Нижне-Ростинское шоссе. Там хоть небольшая часть береговой линии открыта. Никаких заборов нет. Снова выезжаем в центр, и Павел рассказывает еще одну историю, которая осталась за кадром фильма, как композитор Петров и автор текста песни к фильму Поженян, чуть не подрались. Дело в том, что количество тактов у композитора, не совпадало со словами автора.

«И Поженян говорит Данелия, слушайтесь, пусть этот ваш Петров выкинет один такт. Петров, ну надо его знать, спал в гнев и послал телеграмму такую. Я написал 13 вариантов этой музыки. Пусть ваш Жеженян выкинет 1 слово. Жеженян, как настоящий кавказский мужчина рвался в Петербург набить лицо композитору Петрову и Данелия опять спас ситуацию, говорит, слушай, ну там перепутали просто на телеграфе фамилию. Не надо ехать бить Петрова».

Направляясь к заливу, мы решили повторить путь героев фильма. Спустились с небольшой горы, похожей на ту, что и была в кино.

«Чуть не упал, как боцман Росомаха».

«Мало кто знает, что одна из самых запоминающихся сцен фильма, та где боцман Росамаха пинает море снималась в двух местах. Одна, непосредственно спуск к воде в Мурманске, а сцена в воде, уже на острове Кильдин».

Сцену в море снимали на острове Кильдин потому, что в Мурманске в Кольском заливе не бывает сильных волн. Из-за полярной ночи, на улице почти так же темно, как и на кадрах в море. К заливу Павел идет уже один.

«Ну здравствуй, Кольский залив Баренцева моря. Я родился в Бурятии и у нас на озере Байкал есть такая традиция, примета вернее, когда люди приезжают на берег, то все вот так ставят руки на линии прибоя и если вода омывает руку, вот как сейчас у меня, вот омыла, значит это хороший человек приехал к Байкалу, а если вода отступает, значит не очень».

Кольский залив руки Павла омыл с лихвой, получается, по примете из Бурятии, что человек хороший. О чистоте воды вдоль берега мы его предупредили заранее, но журналист решил традициям не изменять.