В Финляндии, как и в России, нелегко найти хорошего печника.
Тармо Палоярви родился в 44 году, спустя полторы недели, как из его родных мест ушли нацисты. В детстве часто снилась война, наяву мальчишка своими глазами видел последствия военного лихолетья.
Финляндия выплачивала контрибуцию СССР, мужчины работали на лесозаготовках. По словам Тармо, послевоенное детство предопределило выбор профессии и призвания. Он стал строителем, каменщиком. До 80-х годов возводил дома. Навыки пригодились, когда стал класть печи. В Финляндии, как и в России, нелегко найти хорошего печника.
Тармо Палоярви: «Когда я начинаю класть печь, в первую очередь, я знакомлюсь с семьей и хочу понять, что им надо. У меня включаются все рецепторы: запахи, видение, ощущение, в общем, все органы чувств. Я хочу сделать печь, похожую на хозяев. Именно то, что они хотят».
Сложить хорошую печь сродни искусству. К примеру, вот эту печь, в своём доме Тармо придумывал в голове три месяца. А сделал за неделю.
Тармо Палоярви: «Спал по 2 часа в сутки, когда делал, потому что печь – это долгожитель в доме. Ты делаешь ее людям, возможно, на века. Каждую мелочь надо продумывать. Когда получается вот такая печь, и когда хозяева говорят, что она работает и спасибо, тогда ощущаешь в душе такое же тепло, как от твоей печки исходит».
Талант печника Тармо сравним с его миссией укреплять добрососедские отношения между нашими странами и народами. 28 летним парнем он пришёл на собрание общества советско-финской дружбы, спустя три года его избрали руководителем. На этом посту Тармо задержался на 40 лет!
Тармо Палоярви: «Есть друзья, у которых мы были на свадьбе, приезжали на Дни рождения. Есть знакомые, которые через Содружество, через совместную работу появились. Всегда у нас было о чем поговорить. И мне бы хотелось каждому сказать что-то свое. А если всем, то пожелать, наверное, всего хорошего и доброго».
Сегодня общество дружбы «Финляндия - Россия» объединяет многих неравнодушных людей. Они встречаются, общаются и убеждены в том, что граница между нашими странами должна быть не разделять, а объединять.
Тармо Палоярви: «Как сделать, чтобы дружба продолжалась? Одним предложением на этот вопрос не ответить. В реализации каждого проекта есть свои особенности. Но, когда сделано дело и видишь глаза людей, возникает тепло сердец, которое мы получаем взамен».
Нам долго не хотелось покидать гостеприимный дом Тармо, где тепло было не только от печи, но и от общей атмосферы дружбы.