Трудно ли метать копьё и что такого в саамском футболе?

Казалось бы – берёшь и кидаешь. Но не всё так просто. В этом на собственном опыте убедились гости села Ловозеро, которые приехали на традиционные саамские игры. Татьяна Сероглазова побывала на всех площадках, метание копья тоже не обошла стороной.

Казалось бы – берёшь и кидаешь. Но не всё так просто. В этом на собственном опыте убедились гости села Ловозеро, которые приехали на традиционные саамские игры. Татьяна Сероглазова побывала на всех площадках, метание копья тоже не обошла стороной.

Татьяна Сероглазова: «Я, кстати, первый раз вообще копьё-то это вижу. Ну вот так, бросила… на 5 с чем-то. Самый оптимальный результат. Чуть не покалечилась. По голове треснула себе».

Сильная половина человечества настроена более оптимистично. Они считают, что обучиться этому нехитрому упражнению можно быстро.

Сергей Морозов: «После второго раза, наверное, можно уже уверенный такой результат дать. – То есть так быстро учишься? – Да, я очень толковый ученик. В любом деле, кстати».

И важна здесь вовсе не сила. Правильная постановка руки и верная траектория броска – вот, что поможет метнуть копьё на несколько десятков метров.

Владислав Ляпаев: «Да не, не надо качаться, мне кажется, больше какие-то навыки должны быть. Сноровка, все дела».

В прошлом для саамов метание копья было не развлечением, а жизненно необходимым умением. И сами копья выглядели, конечно, серьёзнее.

Александр Кобелев, судья площадки «Метанье копья»: «В древности саамы охотились на медведя при помощи копья. Копьё использовали как бросковым способом, так и использовали в качестве штыкового копья, когда копьё фиксировали и звали медведя как на приманку».

С этим копьём на медведя не пойдёшь, оно спортивное, соответствует всем требованиям лёгкой атлетики. Снаряд для женщин весит 600 граммов, для мужчин – 800. Кончик хоть и металлический, но не острый. И, подтверждает судья теорию участников, сила в метании копья не помешает, но не это главное.

Александр Кобелев, судья площадки «Метанье копья»: «Если у человека есть физическая подготовка, но при этом нет техники броска, то есть он может быть сильным, но он всё равно не бросит копьё дальше 20-ти метров. Оно у него просто будет лететь либо вот так вот, либо плашмя, либо ещё как-нибудь».

Метание аркана – ещё один способ охоты, переросший в весёлое развлечение. Раньше с помощью верёвки саамы ловили оленя за рога. В играх от оленя остались только неподвижные рога. Ну, или подвижные товарищи.

Взрослые на саамском празднике могли обучиться традиционным танцам. А самые маленькие участники игр осваивали рыбную ловлю. Пока рыба не настоящая, и плавает не в реке или на озере, а в бассейне, но всё равно в будущем навык не повредит.
Саамский футбол – самая яркая часть праздника. Поле заполняется женщинами в сарафанах и они увлечённо пинают мяч. Страсти кипят не шуточные, ни одна футболистка не готова дарить победу соперницам. Команды из Ловозера и сборная Мончегорска и Ревды тренируются регулярно, правда, в более удобной одежде.

Нина Дресвянина: «У нас команда вообще отдельно. У нас вот три человека с Мончегорска, вот всё, что осталось от нашей команды, три с Ревды. Ну мы так встречаемся поиграть для себя, без сарафанов, естественно, так».

Елена Кузьмичёва: «В юбках сложнее, да. Ну, она же мешает бегать полноценно, так сказать. Хитрости есть. Можно мяч поймать, можно сесть на него».

Екатерина Соколова: «Это саамский колорит. Можно сказать даже, что это очень забавно. Что-то женственное. Действительно, женский футбол. Этот сарафан – это отличительная черта саамского футбола».

Марина Усачёва: «Кто-то вообще первый раз. Вот лично я. Очень понравилось, очень увлекательно, конечно. Очень устаёшь сильно».

Не глядя на усталость, за победу участницы футбольной битвы боролись изо всех сил. В итоге больше голов забила сборная Мончегорска и Ревды. Победителями на саамских играх они являются уже восьмой раз. В следующих выпусках программы мы расскажем о не командных видах игр.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X