Мурманск
"
-4 °C

Когда радость превращается в рабство? Пёс Алмаз больше не нужен своему хозяину

В эфире ТВ-21 продолжается цикл телесюжетов «Мартовский кот». Мы обсуждаем новый закон «Об ответственном отношении к животным».
12.03.2019, 14:44
324

Десятки тысяч туристов приезжают зимой в Мурманск, чтобы увидеть Полярное сияние, покататься на снегоходах, побывать на борту атомного ледокола, а еще покататься на собачьих упряжках. Спрос рождает предложение.  Как грибы, по области выросли хаски-парки, которые предлагают подобный досуг. Это и хорошо – бег для ездовых собак – это предназначение, смысл жизни и большая радость. Однако порой она превращается в эксплуатацию. 

Знакомьтесь, это - Алмаз. Десятилетняя собака породы сибирский хаски. Недавно его нашли блуждающим по улицам и помойкам на Промзоне. Собаку пожалели и привезли в питомник ездовых собак Наталии Демидовой. Как положено по закону, она сразу написала заявление в полицию. Искать хозяина Алмаза долго не пришлось, собака оказалась знакомой. 

Наталия Демидова, руководитель питомника ездовых собак: «Эта собака к нам попадала лет пять наверное назад. Могу с годом ошибиться – 4-5 лет назад. Он жил у нас на передержке. Мы восстанавливали часть собак от одного владельца, были забраны пять собак тогда. Алмаз был в том числе.  Собаки были худые, собаки были в не очень ухоженном состоянии, были забраны с вольеров с дырявыми крышами, насквозь мокрые. Впоследствии хозяин у нас их забрал снова». 

Хозяин собаки, мурманчанин Георгий, фамилию мы умышленно не называем, имеет право забрать Алмаза обратно, если предъявит документы. Вопрос в том, нужна ли ему теперь эта собака. Сам Георгий комментировать ситуацию отказался. 

Если удастся доказать, что собака была на самовыгуле, а не просто убежала, то это грозит хозяину административной ответственностью, самовыгул запрещен федеральным законом об ответственном отношении к животным. 

Ксения Рязанцева, представитель зоозащитной организации: «Соответственно, если вы эту собаку в будущем оставляете себе, а по гражданскому кодексу собака переходит в вашу собственность через полгода, она станет вашей. Нужно зафиксировать все, что было сделано для собаки, так как, если или когда найдутся владельцы этой собаки, то по закону они обязаны оплатить все расходы, связанные с лечением, кормлением и содержанием этой собаки».

В ответ на пост Наталии в интернете появились сообщения очевидцев, которые узнали Алмаза как лидера упряжки, в течение нескольких лет работавшего с туристами на одной из мурманских баз отдыха.. Мурманчанка Юлия Осенина в 2017 года пыталась устроиться на работу на эту базу в качестве каюра. Но отказалась, увидев, в каких условиях там живут хвостатые работники. 

Юлия Осенина, каюр: «Когда я туда приехала, собака, которая стояла у них в упряжке, была с открытой гнойной раной. Когда я подошла к бухгалтеру и спросила « почему у вас собака стоит в упряжке и у нее лапа гноится?», я получила ответ «а что, она еще не прошла?». То есть, она сама по себе должна была затянуться. Там вольер, он закрытый, собаки ходят там, делают свои дела, за ними никто не убирает, они в этом же спят, это же едят, то есть, условия просто ужасные». 

Недавно руководство туристического объекта сменилось, прежние хозяева переехали в другой регион и комментировать ситуацию с животными, оставшимися на базе, также отказались. Живут ли там до сих собаки и катают ли туристов, непонятно. Мы попытались связаться с базой отдыха, но не смогли – ни по телефону, ни по интернету, ни при поездке туда. 


Нам удалось связаться с заводчицей, которая около десяти лет назад передала Алмаза Георгию. Анастасия, владелица питомника сибирских хаски в Московской области, передавала собаку как домашнего питомца, не зная того, что собака будет работать с туристами. 

Юлия Осенина, каюр: «Как мне владелец сказал предыдущий, когда у них не было денег, они кормили собак комбикормом и выкупали то, что от садиков оставалось. Кто так делает, это же собаки, которые работают, а они едят такое. Он сказал: когда собаки будут зарабатывать, тогда я это и куплю. А так – нет». 

Юлия пожалела этих собак и в январе 2019 года решила выкупить их. Под видом четырехлетних собак Юлии пытались продать восьмилетних ветеранов развлекательных катаний. А за 30 тысяч рублей кобеля сибирского хаски с текущими глазами, которому на тот момент было уже 10 лет. Как выяснилось, это и был Алмаз.  

Наталия Демидова: «Ой, он это страсть любит. Он вот так вот может стоять часами. Все, голову уткнет.. по нему видно, что он тянется к людям, ему нравится это общение. И я не понимаю, как люди, которые использовали его для своих целей… ему все-таки осталось, сколько ему осталось? Старость. Ну дайте ему ее».

Наталия сама является спортсменкой, ее подопечные – это 80 животных. Из них с туристами работают 40 хвостиков. Остальные – это собаки других пород, профессиональные спортивные хаски, а также подрастающее поколение и ветераны. Щенкам хаски нельзя бегать, пока не сформируются кости, мышцы. А ветеранов запрягают лишь для души и здоровья, они на заслуженной пенсии. 

Молодые, здоровые собаки в этом питомнике пробегают до 20 километров в день. Имея на следующий день полноценный отдых. Остальное время они проводят, в просторных вольерах или отдыхая в теплой будке с сеном. Болт, привет! При этом им нужно особенное полноценное питание. Приятного аппетита! В идеале, именно в таких условиях должны жить ездовые собаки во всех хаски-парках. 

27 декабря 2018 года вышел Федеральный закон об ответственном обращении с животными. Подзнаконные акты сейчас в разработке. 

По закону использовать животных в соответствии с их с биологическими особенностями можно, не причиняя вреда их жизни и здоровью. При этом, если дальнейшее использование животного в культурно-зрелищных целях невозможно, владелец обязан обеспечить его содержание до наступления естественной смерти или передать на содержание физическим, юридическим лицам либо в приют для животных.

Ксения Рязанцева, представитель зоозащитной организации: «Хаски-парки не исключение, но в любом случае, если животное находится в предпринимательстве, оно должно быть домашним. И любой человек, который приходит в хаски-парк, должен, ну не то, чтобы должен, но может для своей безопасности может поинтересоваться, есть ли у этой собаки прививки от бешенства и, вообще, смотреть на состояние животных. Потому что их могут загонять до состояния нездорового».

Если вы приехали кататься на собачьих упряжках, обратите внимание. Собаки активные или вялые? Есть ли в парке ветераны? В каких условиях живут собаки? И самое главное: выглядит ли эта собака счастливой, а ее владелец – любящим? Только так общество может вести свой контроль за ответственным обращением людей с животными.