Безопасность прежде всего. Руководители завода «Нерпа» рассказали об утилизации атомоходов  «Арктика» и «Сибирь»

Что происходит со списанными ледоколами и атомными подводными лодками? На судоремонтном заводе «Нерпа» в Снежногорске не только ремонтируют корабли и суда, но и занимаются утилизацией атомоходов и плавучих технических баз. Руководители предприятия рассказали о деятельности завода и о том, насколько вообще безопасна сегодня обработка радиоактивных частей судов и кораблей. Михаил Аброськин узнавал все подробности.

Снежногорск, завод «Нерпа». Работы по утилизации здесь начались еще в 1996 году и продолжаются до сегодняшнего дня. В конце ХХ века остро встал вопрос - что делать со старыми атомными подводными лодками. Разрезать их на части было не сложно. Но реакторные отсеки представляли особую опасность.

Инженеры предложили изящное решение. Отсеки стали вырезать, герметизировать и отправлять на хранение и последующую переработку на полигон в Сайда-Губе. Сегодня на его площадке хранятся более 130 реакторных отсеков утилизированных атомных подводных лодок. Скоро к ним присоединятся еще несколько похожих конструкций.

Рудольф Нэйман, главный инженер филиала судоремонтного завода «Нерпа»: «Мы вам представляем объект в рамках проекта выгрузки ядерной установки атомного ледокола «Арктика». Здесь у нас изготавливается кессонная секция блок-упаковки, которая предназначена для приёма оборудования атомной энергетической установки».

Знаменитый атомоход «Арктика». Он был спущен на воду в 1972 году. А через уже пять лет - в 1977 году первым добрался до Северного полюса. Это второй в мире ледокол с ядерным энергоблоком. Третьим стал «Сибирь». Оба они уже выработали свой ресурс. Их радиоактивные части извлекают на заводе и герметизируют в блок-упаковках. А позже увезут в места хранения. По условиям контракта работы нужно успеть выполнить за два года. В руководстве завода говорят, что успевают в срок.

Рудольф Нэйман, главный инженер судоремонтного завода «Нерпа»: «Всё это будет выполняться в зоне контролируемого доступа при осуществлении дозиметрического контроля за персоналом. При этом блок упаковки спроектированы таким образом, чтобы по требованиям технической документации радиационные характеристики после загрузки соответствовали возможности обращения с такого рода оборудованием».

К вопросу безопасности обращения с радиоактивными материалами на «Нерпе» подходят особо внимательно. Опыта набирались при работе с плавучей технической базой «Лепсе». Раньше это было грузовое судно постройки 30-х годов. В 1961-м его перевели на атомную службу. Со временем «Лепсе» превратилось в плавучее хранилище радиоактивных отходов. Более 20 лет оно простояло на причалах «Атомфлота». А после его решили утилизировать на заводе «Нерпа». Судно почти полностью разрезали. Части вывезли в места утилизации. Но самая проблемная носовая часть с радиоактивным грузом осталась храниться на заводе в саркофаге. Для её обработки был специально спроектирован и построен отдельный цех. Сегодня там успешно справляются с задачей, и, что важно, делают это безопасно.

Валерий Меньщиков, член общественного совета госкорпорации «Росатом» и Центра экологической политики России: «Я считаю «Нерпа» с точки зрения инженерного подхода очень грамотного, с точки зрения обеспечения безопасности для своих работников, это предприятие до сих пор лидер в области утилизации судов с ядерными энергетическими установками, так и подводных лодок».

Алёна Яковлева, член общественного совета госкорпорации «Росатом», президент отделения международного движения «Женщины атомной отрасли» в России: «Это важно для нынешних и будущих поколений, для всех нас, то, что вы делаете. Для того, чтобы решать новые задачи, которые будут поставлены в экономическом развитии, социальном развитии Северо-Западного региона. И, конечно, для нашего оборонного стратегического развития нашей страны».

Такую высокую оценку деятельности завода «Нерпа» дают и многие другие специалисты. Они подчёркивают, что опыт инженеров предприятия уникален. Подобных работ не выполняют больше ни в одном городе России, и далеко не все мировые страны могут похвастаться такими наработками. 

Аркадий Оганян, директор судоремонтного завода «Нерпа»: «Очень здорово, что мы могли сегодня продемонстрировать наши успехи, наши производственные мощности. И самое главное, что мы делаем это безопасно, профессионально и очень ответственно подходим к этому делу».

Ближайший год на «Нерпе» продолжится утилизации двух ледоколов и плавтехбазы «Лепсе». При этом директор Аркадий Оганян подчеркнул, что основной деятельностью завода по-прежнему останется судоремонт.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X