Мурманск
!
1 °C

В заливе Варангер-фьорд на территории России и Норвегии состоялись международные учения спасателей «Баренц рескью – 2019»

В заливе Варангер-фьорд на территории России и Норвегии состоялись международные учения спасателей «Баренц рескью - 2019». Вместе моряки двух стран тренировались в поиске и спасении терпящих бедствие на море людей. А так же отработали действия в случае ра
30.05.2019, 20:03
280

Учения «Баренц рескью» проходят ежегодно на протяжении уже более чем 20 лет. И каждый год ими руководит новая сторона. В прошлый раз это была Норвегия. Теперь - Россия. По легенде учений в заданном квадрате условное судно потерпело бедствие и 28 человек оказались в воде. Некоторым удалось спастись на плоте, других - выкинуло в море. В роли потерпевших - манекены. Их специально сбросили в воду задолго до начала поиска, чтобы течение и ветер раскидали куклы по акватории, как это было бы в жизни.

Михаил Аброськин, корреспондент ТВ-21: «Сегодня на Баренцевом море не самая спокойная погода: 3 балла, говорят моряки. Ветер достигает 14 и даже 17 метров в секунду. Волна поднимется до 2.5 - 3 метров. Заметить человека на поверхности воды в таких условиях - очень сложно. Тем более сложно достать его из воды. Но в том то и цель учений, чтобы научиться работать в самых непредсказуемых тяжелых условиях».

На поиски якобы терпящего бедствие экипажа отправились 8 судов: 4 российских и 4 норвежских. Выстроившись в ряд, они начали прочёсывать район в поисках пострадавших. Учениями в этот раз руководит российская сторона. Штаб расположился на большом спасательном судне «Мурман». В поиске ему помогали силы береговой охраны России и Норвегии, Северного флота и судно Росрыболовства. 

Владимир Омелькович, капитан координатор мурманского морского спасательного координационного центра: «Одна из задач, которая включалась, одна из глобальных задач, в том, что люди находились как на российской стороне, в российской зоне, так и в норвежской. Это одна из бед наших стран».

Сложность учений состоит в том, что судам приходится несколько раз пересекать госграницу. Чтобы не терять на формальности драгоценное время, требуется строгая и слаженная работа служб. 

Виктор Болдинов, капитан аварийно-спасательного судна «Мурман»: «Взаимодействие с норвежскими спасателями, с их береговой охраной очень хорошее взаимодействие, хорошая кооперация с ними, сотрудничество. Мы понимаем наши задачи. Они понимают свои. Главная наша цель, как спасателей, и их, как береговой охраны это спасение человеческих жизней. Если человеческую жизнь надо спасти, её надо спасти! Границы здесь открываются».

Пострадавших на воде ищут суда и авиация. Поддержку с воздуха оказывают самолёты и вертолёты России и Норвегии. Практика показывает, что на относительно небольшом удалении от берега авиаотряды наиболее эффективны для поиска и спасения людей.

Погода в этот раз не позволила высадиться авиадесанту на воду. Поэтому пострадавших поднимали на лодки. Первыми людей на воде заметили норвежцы. Затем несколько манекенов подняли и на российские суда. Авиация доставила условно пострадавших на борт «Алтая» и «Мурмана» для оказания медицинской помощи. Вертолёты не могли сесть на палубу, они слишком велики для этого. Поэтому по очереди сначала Ка-27 Северного флота, затем норвежские вертолёты зависают над кораблями и спускают манекены на тросе. 

Через несколько часов поисковая спасательная операция завершена. 15 человек условно спаслись на плоту. Еще 13 подняли из воды. Несмотря на штормовую погоду, никого не потеряли и не бросили. Впереди еще один важный этап учений. Русские и норвежцы отрабатывают ликвидацию последствий разлива нефти: выставляют боновые заграждения, разворачивают средства для сбора нефти с поверхности.

Алексей Морозов, заместитель директора по аварийно-спасательным работам и ликвидации разливов нефти северного филиала морской спасательной службы: «Здесь нужно отработать именно само взаимодействие. Именно общение между судами. Между ведомствами».

Сегодня российская сторона северный филиал морской спасательной службы имеет 7 судов, которые способны бороться с разливами нефтепродуктов на воде. При необходимости они могут выставить до 20 километров заграждений. В случае необходимости им помогут норвежские коллеги.
По итогам учений состоялся брифинг. Участники выразили благодарность друг другу за хорошую работу, а так же озвучили ряд предложений.

Янтле Обентово, директор координационного спасательного центра северной Норвегии: «Кроме судов в этом году было задействовано много авиации. Это повышает качество учений».

Но у меня есть предложение внести в программу учений работу с травмами. А так же необходимо увеличить масштаб, пусть условно пострадавших будет больше.

Так же прозвучало предложение проводить учения в два дня, чтобы тщательнее и без суеты отработать отдельно спасение пострадавших и борьбу с разливом нефти. Так или иначе, новые учения состоятся ровно через год. Ими будут командовать уже норвежцы.