Работа дежурного заключается не только в том, чтобы закрывать и открывать шлагбаум. Как раз эти действия на современных переездах автоматизированы или полу автоматизированы.
Вадим Мясников, дежурный по переезду: «Когда встаёт поезд на рельсовую цепь, начинаются сигналы, звонки, закрывается шлагбаум. Когда поезд проходит, прекращаются сигналы, и я нажимаю кнопку поддержания открытия, открываются шлагбаумы».
Вадим Мясников работает на самом крупном в Мурманске железнодорожном переезде – том, что находится рядом с железнодорожным вокзалом. Его рабочий день расписан по минутам. И дело не только в большом потоке транспорта – а поездов и машин здесь за сутки проезжает много.
Вадим Мясников, дежурный по переезду: «Скучать здесь не приходится, потому что здесь очень много работы. Здесь 10 путей, на этом переезде. И всех их надо убрать от мусора, от снега зимой. Очень сложная работа, тяжёлая».
Параллельно дежурный следит за тем, что происходит вокруг. Переезд – это зона повышенной опасности. Поэтому человек такой профессии работает по чёткой инструкции.
Вадим Мясников, дежурный по переезду: «Если какая-то нестандартная ситуация, авария на переезде, я моментально включаю заградительную сигнализацию, включаю заградительные светофоры в это время. Поезда все останавливаются у переезда, не доезжая переезда».
На переезде может произойти дорожно-транспортное происшествие, может рассыпаться какой-нибудь груз. Все эти случаи требуют вмешательства дежурного. Несколько сотен тонн, которые поедут поперёк вставшего препятствия, могут парализовать движение на несколько часов. Поэтому помимо семафора, телефонной связи и предупреждающих табличек для машиниста у дежурного есть средства на крайний случай.
Вадим Мясников, дежурный по переезду: «Звуковой рожок – для подачи сигнала. Ну, это нарукавная повязка. Петарда – укладывается на рельс при экстренной остановке».
Ситуаций, требующих воспользоваться арсеналом из дежурного чемоданчика, на практике Вадима Мясникова, не случалось. Но вообще дежурные по переездам могут рассказать много курьёзных, и в то же время, опасных историй.
Василий Рябков, сотрудник пресс-службы Октябрьской железной дороги: «Подъезжает машина, девушка за рулём. Закрывается шлагбаум, едет поезд, всё прекрасно, проходит несколько вагонов и вдруг девушка нажимает на газ и под закрытый шлагбаум, видя прекрасно поезд, в него въезжает. Бывали случаи, когда водитель не справлялся с управлением и въезжал в будку работника по переезду».
За рулём водителям нужно не только внимание, но и терпение. Очень часто мурманские автолюбители жалуются на работу переезда, который располагается рядом с большим. Встать там, действительно, можно надолго – в этом месте каждые сутки проходит около 600 полувагонов с углём. А так как техника безопасности требует закрывать шлагбаум заранее, простоять там можно и час.
Поэтому приходится автолюбителям разворачиваться и объезжать это место по другой дороге. Но безопасность прежде всего: всё-таки поезд за секунду не остановить.