Норвегия хочет проверить Северный морской путь на экологичность

Об этом заявила глава МИД Норвегии Инне Мари Эриксон. По её мнению, у Северного морского пути есть проблемы и с инфраструктурой, и с проведением спасательных операций. Да и погодные условия на всем его протяжении очень суровые. Все эти факторы могут усложнить задачу создания выгодного, коммерчески успешного маршрута, считает госпожа Эриксон. Так ли это на самом деле, мы решили спросить мнения экспертов.

Споры о том, что Северный морской путь уже через пять лет может стать глобальной транспортной артерией с объемом перевозок более 80 миллионов тонн в год, сейчас идут все более активно. Ведь это самый короткий маршрут из Европы в Азию. Длина его от Карских ворот до бухты Провидения - 5600 километров.

По Севморпути можно отправлять грузы в Китай, Японию и даже Европу. А морские перевозки сегодня во всем мире признаны сами дешевыми. Эта транспортная артерия просто не может быть экономически не выгодной. Другое дело, что претендуют на право пользования этим маршрутом кроме России еще ряд стран. Прохождение иностранных судов в арктическом районе строго контролируется российской стороной. Поэтому эксперты считают, что последние заявления норвежской стороны о том, что к экологии и безопасности Севморпути есть вопросы, ни что иное, как продолжение негласного соперничества за освоение это района, которое идет уже около двух десятилетий. Норвегия и Россия в этом вопросе давние коллеги, и в то же время соперники. 

Игорь Чернышенко, член Совета Федерации РФ: «Это абсолютно, на мой взгляд, понятно, слово закономерно не хочу употреблять, то, что таким образом Норвегия проявляет свои претензии и свои виды на использование северного морского пути. На участие в решении ряда вопросов. Ну, для нас это не новая позиция. Мы всегда умели с Норвегией в последние годы находить консенсус по большинству вопросов».

Проходит Северный морской путь по большей части вдоль Российских берегов. Инфраструктура в том районе развита недостаточно, многие территории там не обжиты, поскольку суровый климат Арктики - непростые условия для жизни и работы. По международной конвенции ООН - страны, вдоль которых проходит магистраль, несут ответственность, в том числе за безопасность. И российская сторона с этой задачей справляется.

Михаил Макаров, заместитель директора Мурманского морского биологического института: «На самом деле там весьма и весьма безопасно, потому что там и ледоколы наши, суда обеспечения и так далее, и оно конечно по средствам массовой информации не проходит, но с достаточной регулярностью спасают иностранные суда, которые неподготовленные идут в те районы».

Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время споры вокруг экологичности Севморпути вряд ли утихнут, поскольку Норвегия продолжит претендовать на одну из ведущих ролей в Северных водах. При этом у Норвегии нет правовых механизмов, чтобы ограничить проход российских судов ледового класса по этой магистрали или как-то иначе повлиять на работу российских моряков. Но создавать некое общественное мнение вокруг имеющихся проблем на Севморпути, норвежская сторона продолжит, считают эксперты.
 

Новости наших партнёров

X