Мурманск
!
0 °C

«История одной фотографии»: здесь будет город, и яхты будут ходить

В год 85-летия группы компаний «Норникель» Kn51 рассказывает о людях и событиях, связанных с историей предприятий Кольского полуострова, в нее входящих.
16.03.2020, 14:31
152

Перед вами снимок 1932 года, запечатлевший группу геологов, работавших в Монче-тундре. За пару лет до того, как была сделана эта фотография, геологи только начинали исследовать Монче-тундру.

Тогда, во время экспедиции 1930 года, академик Александр Ферсман, оценив первые результаты, кричал: «Здесь будет город заложен!». Товарищи смеялись, а он настаивал: «Не смейтесь! Здесь будет город, и яхты будут ходить, и в теннис люди будут играть!».

С каждым годом геологические работы расширялись, на берегу Монче-губы озера Имандра появлялись палатки, первые домики, склады, база для обеспечения геологоразведочных работ в Монче- и Волчьей тундрах.

Летом 1933 года в этих местах работали несколько партий: поисковая, геофизическая, топографическая и комсомольская геологосъемочная. Все эти задачи они решали в непростых условиях Крайнего Севера.

Недостатком работ была их сезонность. На зиму разведка сворачивалась. Поэтому контора «Новпромапатит» решила организовать свою разведочную медно-никелевую партию с круглогодичным циклом работы.

Один из участников, геолог Николай Зонтов вспоминал, как группа геологов возвращалась из Монче-тундры по льду озера Имандра:

- Нас было 48, тащили 9 повозок с грузом. В экспедиции эту переправу в шутку называли «ледовым походом».

Переход действительно был сложным, путь до Монче-губы (около 15 км) занял 9 часов, добрались они лишь к утру следующего дня. Погода была плохая.

В лицо дул сильный ветер, ноги тонули в подтаявшем снегу. Помогал Леонтий Калинович Архипов - шел впереди и проверял прочность льда щупом. Леонтий был из саамской семьи Архиповых, жившей в те годы в этих местах. Многие мончегорцы слышали об этой семье: саам Калина Иванович Архипов со своей семьей обосновался на берегу Монче-губы в конце XIX века.

Он и его сыновья помогали геологам как проводники, учили их выживать в дикой, неприветливой природе Севера, ловить рыбу и охотиться.

Благодаря самоотверженной работе советских исследователей к концу 1934 года разведанные запасы никеля, главным образом в месторождении Сопчуайвенч, уже достигли 70 тысяч тонн.

А 29 апреля 1935 года народный комиссар тяжелой промышленной СССР Григорий Орджоникидзе подписал исторический приказ о форсированном строительстве в Монче-тундре никелевого завода.

3 мая 1935 года Совет Труда и Обороны принял решение о создании самостоятельной хозяйственной организации - комбината «Североникель», сообщает Kn51.

*При подготовке использованы материалы книги В.Я. Познякова «Североникель».