Сегодня перед вами снимок 1960-х годов. На нем - окраины будущего города Заполярный, а точнее - поселка Ждановка, строившегося вместе со Ждановским горно-обогатительным комбинатом.
История поселка начиналась в послевоенные годы. Это было время ударной стройки - в Никеле на месте руин металлургического комбината, разрушенного немцами при отступлении, строили комбинат «Печенганикель».
В 1945 году Народный комиссариат цветной металлургии СССР принял решение о создании, помимо рудничной геологической службы комбината, Печенгской геологоразведочной партии. В 1947 году геологи изучили рудное проявление в долине Пильгу и пришли к выводу, что здесь располагается крупнейшее месторождение руд. Впоследствии его называли Ждановским.
Тундру в окрестностях возле озера Пульгуярви начинают осваивать, строится временный поселок геологоразведчиков Пильгуярви, со временем неподалеку появляется горняцкий поселок Горный, а в нескольких километрах от него - поселок железнодорожников Ждановка.
Решением Совета министров СССР в апреле 1951 года начинается строительство Печенгской железной дороги, связывающей станции Печенга и Кола. Первые строители жили в поселке Ждановка. Дорогу проложили быстро: первый рабочий поезд прибыл уже 5 августа 1955 года, в тот же год появилось здание станции Заполярная.
Подробности - на сайте Kn51.
Читайте также: «История одной фотографии»: имя металлурга попало в книгу «Лучшие люди России».
Фото: Kn51