Мурманск
"
-6 °C

24 мая 135 лет назад родился пропагандист «канадизации» «мурманки» Константин Доброхотов

Уроженец Белоруссии (Бобруйска) оказался на Кольском полуострове в переломный для края момент. Доводить до ума спешно построенную в годы Первой мировой войны и, в основном, из военных соображений железную дорогу молодому советскому государству было не на
24.05.2020, 07:00
424

Логичный вывод - закрыть нерентабельный проект. Но это поставило бы крест на перспективах региона, с одной стороны. С другой - было бы ударом по обороноспособности. Наконец, Мурманск (городу тогда только исполнилось 4 года), его пришлое еще не связанное с этой землей население и «градообразующее» предприятие - порт не видели жизни здесь без стальной магистрали.

Выход был найден в канадском опыте. Там строительство железных дорог стимулировали земельными грантами. Железнодорожные компании изучали местные ресурсы (полезные ископаемые, лес, рыбные и охотничьи запасы), искали, как их использовать. Чтобы были рабочие руки, привлекали на свои земли колонистов. А за счет извлекаемой прибыли развивали и железнодорожное хозяйство, и территории.

Одним из убежденных сторонников «канадизации» «мурманки» был научный сотрудник Мурманского губернского экономического совещания и Северной научно-промысловой экспедиции Константин Доброхотов.

- При решении этих задач [колонизация и промышленное освоение участка дороги от нынешнего Беломорска до Мурманска] должен быть учтен весь технический и эксплуатационно-пионерный опыт канадских железных дорог, и такая «канадизация» северного участка дороги совершенно неотложна, - доказывал Доброхотов в 1921 году в журнале «Красный Мурман».

Через два года, в мае 1923-го, Совет труда и обороны утвердил «Положение о колонизации Карело‑Мурманского края». В управление дороге на 10 лет была передана 10-километровая полоса вдоль трассы. И очень скоро на ней появились новые производства, поселки. А грузооборот мурманского порта и железной дороги выросли в разы.

От положительного, казалось бы, опыта отказались к 1930-м. Власть требовала других темпов индустриализации. И достигались они другими методами. Уже не колонисты, привлекаемые льготами, добровольно ехали на Кольский полуостров. А эшелонами на стройки первых пятилеток в Хибины, Мончетундру, Нивастрой и Мурманск везли заключенных ГУЛАГа и спецпереселенцев.

Впрочем, ни воплощение идеи «канадизации», ни отказ от нее Константину Доброхотову увидеть было не суждено. Он умер в Мурманске 26 сенября 1922 года в возрасте 37 лет.

Читайте также: 23 мая 135 лет назад родился адмирал и океанолог Николай Зубов.

Фото: обложка издававшегося железной дорогой в 1920-х журнала «Карело‑Мурманский край», kolanord.ru