Мурманск
I
-11 °C

12 июня 125 лет назад архангельский губернатор отправился в путешествие вокруг Кольского полуострова

За два года до этого, только назначенный на должность Александр Энгельгардт, впервые увидел Мурман (Кольский уезд тогда входил в его зону ответственности).
12.06.2020, 07:00
375

Губернатор решил, что главное препятствие для развития Мурманского берега - отсутствие оперативной связи между отдельными его населенными и промысловыми пунктами.

- С Мурманским берегом Кольского уезда прекращаются всякие сношения, по меньшей мере, в течение четырех месяцев: в октябре, ноябре и с половины марта до половины мая. Зимою восстанавливается почтовое сообщение между Колою и Архангельском по земскому почтовому тракту на Кемь, но этот почтовый путь, если и имеет некоторое значение в административном отношении, то в торгово-промышленном деле он никакой роли не играет, - писал Энгельгардт.

Он считал, что Кольскому уезду просто необходима телеграфная связь, тем более, что на промыслах в соседней Норвегии она уже успешно использовалась. Заручившись поддержкой министра финансов Сергея Витте, выделившего средства на сооружение линии, в 1895 году он сам отправляется из Архангельска в поездку. Цель - на месте изучить, какие трудности могут возникнуть, и, по возможности, оказать содействие сотрудникам телеграфного ведомства.

Путь от Кандалакши до Колы губернатор отчасти преодолел под парусом на лодке, а отчасти прошел пешком. Железная дорога появится в этих краях только через 20 с лишним лет. Кольский почтовый тракт представлял собой тогда тропинку между озерами в лесу, да мостки кое-где брошенные по болотистым участкам.

- Было довольно жарко, комары со всех сторон облипали нас и только накомарники спасали от укусов лицо и шею, но рук, ни лайковые, ни замшевые перчатки не могли спасти от их уколов, - делился он своими впечатлениями.

Полуразвалившиеся почтовые станции, где стены просвечивали, а притолоки могли вывалиться от первого толчка, не пошатнули его веры в большое будущее края.

- Да, не далеко, по-видимому, то время, когда, наконец, Мурману суждено сослужить службу России и получить подобающее ему коммерческое и политическое значение, указанное ему самою природою, когда его богатейшие рыбные и звериные промыслы получат соответствующее развитие, а устройство не только коммерческого, но и военного порта на Мурмане упрочит политическое значение России, - писал губернатор.

Обратно в Архангельск он отбыл из Екатерининской гавани пароходом Товарищества Архангельско-Мурманского пароходства. К 1897 году телеграфные линии, пусть и не очень надежные, протянулись из Кеми до Колы, Екатерининской гавани и границы с Норвегией.

А очерк, изданный в 1895 году по результатам поездки, рассуждения губернатора могут до сих пор быть интересны отнюдь не только историкам.

Читайте также: 11 июня 50 лет назад умер Александр Керенский.

Фото: wikipedia.org