Мурманск
"
-4 °C

14 июня 423 года назад последняя экспедиция Виллема Баренца отправилась в обратный путь

Перезимовав на восточном побережье острова Северный архипелага Новая Земля, путешественники предприняли попытку вернуться к берегам Скандинавии.
14.06.2020, 07:00
232

Попытка была отчаянной. Люди утратили веру, что их корабль скоро освободится из ледового плена. Запасов продовольствия могло хватить только до конца августа. А следствием однообразной и скудной еды стала цинга, отбиравшая силы.

Команда пересела на лодки (их можно было перетаскивать по льду до свободной воды) и направилась вдоль берегов Новой Земли к материку.

Самому Баренцу вернуться было не суждено. Он умер от цинги по пути и был похоронен на архипелаге. А его товарищи смогли преодолеть свыше 2 тыс километров. Они добрались до Колы, где к своему счастью, встретили соотечественников, которые отвезли их домой.

Хронология этого путешествия хорошо известна. Один из мореплавателей - Геррит Де Веер - вел дневник и издал его после возвращения. Из него известно обо всех перипетиях обратного пути, о встречах с белыми медведями, к которым уже привыкли, и с русскими, которых сначала опасались, но неизменно находили у них помощь.

- Заметив..., что мы взяли ошибочный курс и что прилив уже на исходе, они послали к нам двух своих людей в маленькой лодочке, которые преподнесли нам в подарок большой хлеб и предложили вернуться на их корабль, чтобы поговорить с нами и наставить нас. Желая отблагодарить их, мы дали им серебряную монету и кусок полотна. В то время как они были у нас, люди на их корабле протягивали нам ветчину и масло, чтобы побудить прийти к ним, - упоминает об одной из таких встреч Геррит Де Веер.

В дневнике много интересных деталей, например о ложечнице - небольшом растении с круглыми листьями и маленькими белыми цветами, которое помогало голландцам спасаться от цинги. Остановившись у входа в Кольский залив они сочли весьма полезными чернику и морошку. А саама, который проводил одного из голландцев по берегу в Колу, приняли за колдуна.

- По словам нашего товарища, на путешествие в Колу, притом быстрым шагом, они потратили два дня и столько же ночей, а обратный путь лапландец проделал в один день, что привело нас в изумление. Таким образом получалась разница в один день, и мы говорили друг другу, что он, должно быть, знает какие-то заговорные чары, - повествует дневник.

Вообще-то в Колу путешественники плыть не хотели. Их целью был норвежский Варде. Опасались, что русские или великий князь могут причинить им в своих пределах какую-либо обиду. Решающей стала информация, что в Коле в то время как раз были голландские корабли. По мере приближения к городу настроение менялось.

-  Заметили на берегу... зеленеющие деревья. Это обрадовало нас, как будто мы попали в какой-то новый мир, ибо с тех пор как мы выехали, мы не видали никаких деревьев, - писал Геррит Де Веер.

А ступив на берег, гости и вовсе забыли о своих опасениях.

- Мы очень радовались, что избавились от стольких опасностей и трудностей и прибыли сюда; теперь мы считали себя уже в достаточно безопасном месте и чувствовали себя как дома, несмотря на то, что когда-то эти места были нам до такой степени неизвестны, что считались как бы за пределами мира, - гласит запись в дневнике, датированная 2 сентября.

Читайте также: 13 июня 78 лет назад в Мурманске сгорел ДК имени Кирова.

Фото: титульный лист первого издания дневника и карта, составленная по результатам экспедиций Виллема Баренца (az.lib.ru, discoverkola.com)