Мурманск
!
-3 °C

Проект «Сами саами»: Оленеводство. Часть 4

Мы продолжаем знакомить вас с коренным народом Кольского полуострова. На прошлой неделе вы узнали, о чем поют в саамских балладах, а прямо сейчас, в очередном сюжете проекта  «Сами саами», расскажем вам  о традиционном промысле северного народа – оленевод
08.09.2020, 12:28
180

Вернись, лесной олень, по моему хотенью! Умчи меня, олень, в свою страну оленью. Наверняка многие слышали эту песню Аиды Ведищевой, но мало кто встречался с «королем тундры» лицом к лицу в его естественной среде обитания. 

К этим «немногим» относится коренной народ Кольского полуострова: с давних времён у саами сложились особые отношения с загадочным рогатым зверем. Он был для них и транспортом, и валютой, и одеждой, и едой. Быт целого народа подчинялся укладу жизни северного оленя: отсюда кочевничество и, конечно, традиционный промысел – оленеводство. 

Заговорить на языке зверей  -  казалось бы, давно забытая мечта детства,  но только не для  сына потомственного оленевода. Одной только фразой  Емельян Круть заставляет целое стадо оленей идти к нему. Причем животные не просто движутся на зов, они прекрасно понимают, кто их кличет и, главное, для чего.  

 - Их можно сравнить с человеком: к какому языку приучили, на таком и будут разговаривать. Допустим, человек русский, а его с детства приучили к испанскому – на испанском и будет говорить. С оленями та же история: их  приучают к определенным словам, тональности. «Нянь-нянь» на коми языке – это хлеб несёт, «Нянь-кесе» - это хлебушек, - рассказывает Емельян. 

Такой зов олени услышат за несколько километров, уверяет Емельян. Эти и другие  знания о «короле тундры» он получил по наследству от опытного отца. В те редкие моменты, когда родитель возвращался из тундры, он обучал сына всему, что знал сам, а затем снова уходил вдаль, к оленям. 

- Это была давняя проблема. Когда родители работали, детей забирали в интернат, чтобы обучить уму разуму и обеспечить. А когда с родителями встречался в зимний период, ходил на забойный пункт, где отец показывал, как нужно будет с оленями справляться. Обычная саамская семья, - смеется Емельян.

Даже потомку саами понадобится немало времени и усилий, чтобы в совершенстве овладеть искусством оленеводства. Минимум 3-4 года: освоить территорию, по которой перемещаются подопечные, узнать повадки животных, определить передовых и не только. Олень – это создание привередливое. Например, если стаду не хватит еды, то начнется мор, который остановить не в силах даже человек. Как говорит Емельян, настоящий профессионал учится всю жизнь: даже опытный оленевод не застрахован от неудач.

 - Мы когда ходили, потеряли стадо. Ну, не потеряли, а оно ушло не туда, куда должно было. И приходилось пешочком ходить по всей тундре. За сутки могли 50-60-70 километров пройти. А в тундре, когда ходишь, любого зверя можешь повстречать, причем очень любого. И нужно не сбегать от него, а показать свое спокойствие, чтобы они все мимо спокойно проходили. 

Сейчас наш герой бывает в тундре не так часто, как раньше. Емельян работает в сфере туризма и знакомит всех желающих с культурой своего народа. Одно в его жизни остается неизменным - олени все так же рядом и по-прежнему играют важную роль в жизни его семьи.  

На прошлой неделе мы рассказали вам об исчезающем языке, носителей которого в нашей стране осталось около 350 человек.  

В новом сюжете проекта «Сами саами» мы продолжим знакомить вас с жителями села Ловозеро. 

На очереди Евгений Сопельников – рыбак и член родовой общины, человек, имя которого напечатали в книге «Лица России».

Все подробности в следующий вторник.