Мурманск
I
-5 °C

К 2025 году «Норникель» планирует увеличить грузооборот по Севморпути на 100-200 тысяч тонн

Произойдет это за счет роста объемов перевозки файнштейна между Мурманском и Дудинкой. 
18.12.2020, 20:47
132

Событие, послужившее отправной точкой для развития круглогодичной навигации между портами Кольского полуострова и Таймыра, произошло полвека назад.

«Гижигу» спустили на воду в Комсомольске-на-Амуре. Дизель-электроход был одним из 15, построенных по проекту специализирующегося на ледоколах конструкторского бюро «Айсберг». Два года судно отработало в Дальневосточном пароходстве, а потом его передали в Мурманск. И почти сразу, в ноябре 1970 года, отправили в рискованный рейс. Навигация в Дудинке тогда завершалась в конце октября. От ее продления зависело будущее Норильского комбината.

- Надо было построить новый завод металлургический, Надеждинский. Тут вопрос о транспортном обеспечении стал одним из самых актуальных. Без этого мы в правительственные сроки не смогли бы запустить Надеждинский металлургический завод. Это исключалось бы, - расскзал Владимир Полищук (в 1970 году - главный инженер управления снабжения Норильского комбината). 

Путь «Гижиги» лежал из Кандалакши в Архангельск и далее к Карским воротам. Там судно встретили дизельный ледокол «Мурманск» и атомоход «Ленин».

Атомоход несколько раз застревал - так как тогда не было пневмообмыва, образовывалась шуба с обоих бортов метров по 15. К нему на околку выходил «Мурманск» и тоже застревал в этой каше, - вспоминает Игорь Джохадзе, участник рейса (в 1970-х - помощник капитана дизель-электрохода «Гижига»).

В проливе Москва (это уже в Енисейском заливе), глубины не позволяют «Ленину» идти дальше. Вскоре по этой же причине останавливается и «Мурманск». До Дудинки еще около 500 км по замерзшему Енисею. И это - самая тяжелая часть маршрута. Там «Гижигу» сопровождают ледоколы «Капитан Воронин» и «Капитан Белоусов».

- Мы рассчитывали, что погода будет более-менее благоприятной, а тут мороз до 45 градусов, ветра, пурга. В общем, рейс от Диксона до Дудинки был экстремальным, - отметил Владимир Полищук.

В Дудинке к приходу «Гижиги» готовились загодя. Жители вышли на берег Енисея посмотреть на невиданное зрелище. Во время разгрузки и погрузки не обошлось без ЧП. Сначала судно примерзло к причальной стенке. Затем со звуком пушечного выстрела из-за мороза лопнула надстройка.

- Ну там ЧП еще было, связанное с тем, что руда была теплая. А в Мурманске ее потом чуть ли не месяц выгружали, потому что она, пока шел этот караван до Мурманска, замерзла там, - сообщил Владимир Полищук.

Рейс «Гижиги» был экспериментальным. Ошибки, которые он выявил, учли в инженерных решениях, технологиях, новых типах судов и ледоколов, которые сегодня обеспечивают надежную связь Мурманска и Норильска вне зависимости от сезона.

Читайте также: В Печенгском округе состоялся семинар для предпринимателей в режиме онлайн-конференции.