Мурманск
!
0 °C

Владимир Потанин: Наша цель - экологически-продвинутая компания, в которой престижно работать и в которую престижно инвестировать

Почему было принято решение о закрытии плавцеха в Никеле? Что в связи с ним пришлось изменить в других подразделениях? Как компания помогает работавшим в плавцехе людям и будет ли участвовать в судьбе поселка? На эти и другие вопросы в эксклюзивном интерв
23.12.2020, 20:15
601

Корреспондент: Здравствуйте всем. Сегодня мы встречаемся с президентом компании «Норникель» Владимиром Потаниным. Владимир Олегович, я вас приветствую.

Владимир Потанин: Здравствуйте!

Корреспондент: Несколько лет обсуждалось закрытие Плавильного цеха в Никеле, и в 2019 году было принято окончательное решение. Почему в итоге решено закрыть цех и почему именно сейчас?

Владимир Потанин: Это решение не просто обсуждалось, а к нему была серьезная подготовка проделана. Ведь для того, чтобы стало возможным этот цех закрыть и решить насущные экологические проблемы, нужно было проработать целую группу производственных и социальных вопросов. Поэтому началось все с реконструкции производства в Заполярном, когда мы отказались от обжига, реконструировали обогатительную фабрику и сделали ее более производительной и экологически приемлемой. Дальше нам необходимо было сделать узлы отгрузки концентрата, который производится. Опять же, по пути к этому решению мы проводили ремонты этих печей, чтобы до того как мы закроем, снизить выбросы. И вот в результате этой работы, я бы сказал многолетних усилий больших коллективов людей, закрытие этого цеха стало возможным.

Корреспондент: Какие условия нужно было соблюсти перед окончательной остановкой производства, и все ли было сделано?

Владимир Потанин: Как я уже сказал, были важные технологические и производственные вопросы, и они были решены. Но самое главное - тот факт, что это предприятие является градообразующим, и что других существенных источников рабочих мест в поселке практически нет. Поэтому особое внимание было уделено социальным вопросам. У нас уже накопился определенный опыт по решению таких вопросов с нашими работниками, в частности после того, как в 2016 году мы закрыли Никелевый завод в Норильске. Там несколько тысяч человек прошли через процесс ухода с одного производства и трудоустройства на другом, либо выхода на пенсию, либо отъезда на материк. У нас уже была наработанная практика, и мы нашим работникам как раз и предложили тот набор социальных мер поддержки, который мы уже отработали в свое время на норильчанах.

Надо сказать, что по результатам опроса трое из четырех работников нашей компании захотели продолжать работу. И поэтому для них мы сделали ряд преференций, если хотите. Во-первых, преимущество при приеме на работу в компании, период переподготовки, в который мы сохраняем на год прежнюю среднюю заработную плату, введение института наставничества, сохранение добровольного медицинского страхования на определенный период, оплата проезда самих работников и провоза их багажа к месту новой работы, и так далее.

То есть мы сделали так, чтобы те 72% работников, которые высказались за сохранение их в компании, максимально комфортно эту возможность получили.
Важно, на наш взгляд то, что прекращение выбросов и нормализация экологической обстановки открывает возможности для других видов бизнеса. И компания совместно с местными властями составила целую программу, которая позволяет достигнуть этих целей. В частности, для предпринимателей, которые могли бы развивать различного рода небольшие предприятия социальной направленности, туристической направленности, мы проводим конкурсы на беспроцентные займы. Сейчас вот был проведен конкурс, порядка 11 победителей есть на общую сумму порядка 185 миллионов рублей. На 5 лет люди получают кредит. Он без процентов, соответственно, у них есть возможность свой небольшой бизнес развить. Мы умышленно ушли от темы раздачи «вертолетных», так называемых, денег, потому что мы считаем, что это спровоцировало бы бизнесменов на действия, которые могли бы быть экономически необоснованными. А мы хотим, чтобы они именно бизнес начали, а не просто потратили деньги. При этом, мы рассматриваем возможность по мере того, как эти проекты будут развиваться, оказать им меры дополнительной поддержки.

Также судьба промышленной площадки остается открытой. В принципе, мы ее готовы рекультивировать, зачистить, как это и положено по закону. Но, с другой стороны, появляются бизнесмены с интересными проектами, которые готовы на этой площадке развивать опять же какой-то экологически корректный и небольшой бизнес. И мы такие возможности предлагаем. Это происходит на конкурсной основе. И есть уже интересные проекты с бизнесменами, которых мы поддержим, если они действительно на территорию войдут. Одним словом, мы, хотя с производственными нашими мощностями из этой части Печенгского района уходим, но, конечно же, мы этот район не бросим.

Корреспондент: Закрытие, как вы уже сказали, Никелевого завода в Норильске, старт реализации «Серной программы», закрытие плавцеха, будущая модернизация медерафинировочных мощностей в Мончегорске - это все-таки элементы большой экологической стратегии компании. Ее финальная цель - она какая?

Владимир Потанин: Модернизация металлургического производства в Мончегорске приведет к сокращению почти в два раза выбросов. Вместе с программой в Норильске, которая потребует от нас очень существенных затрат в сотнях миллиардов рублей, мы достигнем 90-процентного сокращения выбросов и в норильском регионе. Это позволит нам говорить о нашей компании, как о компании, которая не только производит товары для «зеленой экономики» - это и палладий, и платина, которые используются в катализаторах, которые сокращают выбросы из автотранспорта в атмосферу, это и никель, кобальт и ряд других товаров, которые используются для производства батарей при переходе на гибридные и электрические автомобили. Одним словом, мы могли бы с полным основанием говорить о том, что наша компания производит очень полезный, востребованный для будущей «зеленой экономики» товар, но об этом трудно говорить до того, как мы не решили собственные экологические проблемы. И их решение как раз позволит нам уверенно и с полной ответственностью говорить о том, что на карте, так сказать, нашей страны, на карте мира появилась экологически-продвинутая компания. Я думаю, что это будет престижно и для страны в целом, и для работников - работать в такой компании. И для инвесторов - вкладываться в такую компанию. Поэтому, это и есть конечная цель.

Предстоящий год, безусловно, будет достаточно напряженным. Я хотел бы сказать, что мы работаем сейчас в непростых условиях, когда эпидемиологическая обстановка затрудняет нам работу и требует особо тщательного подхода и к созданию вахтовых поселков, и вообще к формированию нашей программы. Тем не менее, мы не ищем для себя извинений, а находим способы решения такого рода проблем, и все наши инвестиционные и производственные планы на следующий год - они очень напряженные. Поэтому поздравляя мурманчан с наступающим Новым годом и наших сотрудников, я желаю им всем трудовых успехов в новом году.