Сегодня, 28 декабря, произошла трагедия в Баренцевом море. В районе Новой Земли перевернулся и затонул траулер. На борту судна находились 19 членов экипажа, из них 16 - жители Мурманской области. На данный момент спасены двое - второй помощник капитана Владислав Буторин и матрос Руслан Катюхин.
Предварительной причиной ЧП назвали обледенение судна. Председатель правления ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана Анатолий Евенко ответил на вопросы корреспондента ТВ-21.
- Эти вещи очень опасны. Я сам ходил в море 40 лет, в таким моментах я бывал. И был такой случай, я был в должности мастера лова и мы попадали в такую ситуацию. Сам этот процесс - он чем опасен. По теории устройства судна всегда рассчитывается, как говорится судно в устойчивом положении. Рассчитывается метацентрическая высота, которая должна не преувеличивать высоту судна. То есть, говоря простым языком, судно должно быть как Ванька-встанька.
Чем ниже груз, тем он устойчивее. И чем больше метацентрическая высота меняется вверх, тем опаснее, что судно может совершить оверкиль (опрокидывание - прим. редакции).
Обледенение в открытом море опасно. Когда идет сильный мороз и ветер на судно (это как дождь падает и тут же замерзает) и если экипаж не успевает скалывать лед, то судно может совершить опрокидывание. По всей видимости, это и произошло.
Для того, чтобы сохранить устойчивость судна на воде, со льдом борются. Как это происходит?
- Должны быть вахты через определенное время. Чем меньше экипаж, тем опаснее. Люди устают, соответственно, что-то не скололи. Организовываются посменные вахты по колке льда с бортов, с мачт и т.д. Такой процесс должен быть систематическим во время нахождения судна в море.
Есть еще такая информация, что моряки выбирали трал в штормовых условиях, при обледенении. Такое возможно, чтоб работу с тралом моряки продолжали в таких опасных условиях?
- По всем правилам техники безопасности, во время обледенения судна в шторма, все промысловые работы должны быть запрещены. Я не исключаю возможность, что моряки, для того, чтобы выловить больше рыбы, могли пойти на это, но это чревато последствиями.
А если не успевают выбрать трал. И шторм может неожиданно застать в море, и погодные условия измениться. Как поступают в таких случаях?
- Если мы видим, что судно неуправляемое, видим, что это может привести к гибели этого судна, трал обрубают.
Кто принимает такое решение?
- Капитан судна. Самый главный человек на судне - это капитан. Он обязан пойти на такое с целью сохранения экипажа.
Даже если заказчики настаивают на том, чтобы продолжали лов, несмотря на тяжелые условия?
- Сейчас в век «больше заработать, больше выловить» такое может быть. Спрос определяет предложение, руководитель может приказать, но капитан вправе этих вещей не делать. И он будет прав, если он не выполнит указаний, которые угрожают гибелью экипажа судна.
В штормовые условия, при ухудшении погодной ситуации, которая может угрожать живучести судна, нет ли такого, что суда просто уходят куда-то в более безопасные места?
- Конечно, когда есть штормовое предупреждение, всем судам сообщается при помощи каких-то средств связи о том, что надвигается шторм. И вы должны пойти в порт-убежище, порт-укрытие. Если это в открытом море и некуда уйти, то судно штормуется, становится «носом на ветер».
В районе Новой Земли есть какие-то укрытия?
- Мне там не приходилось ходить, но я думаю, что должны быть, конечно же.
Читайте также: Отец спасенного моряка судна «Онега» рассказал ТВ-21 о здоровье сына.
Фото: ТВ-21