Большая научная экспедиция продолжается. Окрестности Мончегорска и Печенгского округа исследуют ботаники, почвоведы, зоологи. Они работают на разном удалении от промышленных площадок Кольской ГМК.
Влияние на расстоянии
Экологическая повестка в компании – в приоритете. Позитивные изменения, связанные со снижением выбросов в атмосферу в связи с реконфигурацией производства на промплощадках в Мончегорске и Печенгском округе очевидны. Однако, в каких зонах и как конкретно деятельность Кольской ГМК влияет на биоразнообразие изучают с 2022 года ученые Сибирского отделения Российской академии наук.
— Это важное мероприятие, которое впоследствии определит наши дополнительные действия по сохранению биоразнообразия и где необходимо, его восстановлению. Нам нужно понимать текущий статус и какие нужны шаги для улучшения экологической ситуации, если это потребуется, — подчеркнул начальник управления экологической безопасности Кольской ГМК Евгений Курбатов. — В этом году мы усиленно работаем с заповедниками – Лапландским и «Пасвик», которые исторически расположены вблизи промплощадок Кольской ГМК. Они имеют достаточную базу, опыт, чтобы сопровождать подобные работы.
Окрестности Мончегорска, Заполярного и Никеля исследуют ботаники, почвоведы, зоологи. Они работают в так называемых точках сильного, среднего и слабого воздействия – на удалении до 50 километров от компании.
— Работа довольно объемная. Точные результаты по воздействию деятельности Кольской ГМК на окружающую природную экосистему за два года не получить. Нужно время, чтобы разделить результаты воздействия естественных факторов и техногенных. Кроме деятельности предприятий есть, например, природные факторы – суровый климат накладывает свой отпечаток, — отметил в разговоре с Kn51 координатор отряда ученых на Кольском полуострове Дмитрий Тараненко.
Живые индикаторы
В настоящее время ученые изучают флору и фауну на разном удалении от мончегорской промплощадки. Орнитологи уже собрали все необходимые сведения с четырех запланированных точек.
— Учет птиц мы проводим маршрутным методом. Он заключается в том, что учетчик идет по маршруту и фиксирует в полевой дневник всех встреченных птиц по голосу и визуально в бинокль. Считается, что чем больше воздействие предприятия, тем меньше на территории обилие и видовое разнообразие птиц. Однако в окрестностях Мончегорска, наоборот, самый высокий показатель суммарного обилия птиц был зарегистрирован на окраине комбината в зоне значительного воздействия. Это связано с высокой численностью здесь синантропных видов (воробьев, серых ворон и сизых голубей) и различных водоплавающих птиц.
Это объясняется тем, что комбинат расположен на окраине жилой зоны города Мончегорска откуда и расселяются различные синантропные виды, а также наличием здесь крупных озер, где концентрируются чайки и утки. В то же время наличие по окраинам комбината различной растительности и групп деревьев создает условия для вселения сюда видов из окрестных природных местообитаний (пеночка-весничка). При удалении от комбината на 5–6 км, в зоне среднего воздействия кардинально меняется видовой состав птиц, исчезают синантропные и водоплавающие виды, а основу населения птиц составляют виды, характерные для редколесий и редколесных северо-таежных лесов – чечетка, пеночка-весничка, юрок, горихвостка-лысушка и белобровик. Эти же виды составляют основу орнитокомплексов на территории более удаленных от комбината учетных площадок, расположенных в зоне незначительного воздействия и на эталонном участке, где воздействие отсутствует — поделился младший научный сотрудник лаборатории зоологического мониторинга Института систематики и экологии животных СО РАН Александр Макаров.
Животные – индикаторы благополучия среды. Ученые изучают не только птиц, но и мелких млекопитающих, насекомых. Занимаются этим териологи и энтомологи.
Накануне ученые работали на территории вблизи Куропачьего озера. Здесь отряду предстояло сделать геоботаническое описание местности и отобрать пробы. За дело взялись ботаники и почвоведы.
— Мы едем в старый нетронутый лес, где никогда не было пожаров. Этот участок находится на территории Лапландского заповедника в самом недоступном для людей месте. Проводятся грандиозные работы. Они помогут определить множество параметров. Если все получится, и анализ пройдет удачно, то мы получим много ценной информации, — рассказала Kn51 перед началом работы зам. директора по научной работе Лапландского заповедника Наталья Чуева.
Аккумулятор загрязняющих веществ
Многое может рассказать и почва, выступающая своеобразным аккумулятором загрязняющих веществ. Именно она определяет само существование, рост и размножение различных микроорганизмов, растений, животных.
— Сначала с помощью прикопок мы смотрим разнообразие почвенного покрова, потом выбираем наиболее распространенные на территории виды почвы, закладываем почвенный разрез, описываем, фотографируем, выделяем почвенные горизонты и берем с разных точек площади не меньше пяти проб. Отправляем это все в Новосибирск и там уже проводим лабораторные исследования, — рассказал Kn51 старший научный сотрудник Института почвоведения и агрохимии СО РАН Юрий Ермолов.
Большой объем работ и у ботаников. В частности, выявляют флористическое разнообразие, индикаторные виды, выполняют биохимический анализ растений, оценивают территории по составу грибов, лишайников, мхов и другим объектам.
— Оптимально, что «Норникель» проводит именно комплексное исследование. Это позволит судить о работе предприятия, последствиях, ведь за последние десятилетия производственные циклы изменились. Сегодня в заповеднике мы выделяем ландшафтообразующие растительные единицы. В последствии нарисуем в картографических программах карту растительного покрова. Также изымаем из природы лишайники, мхи, грибы для анализа. Собранный материал далее заносится в базу данных, анализируется. Сравнение с другими полигонами позволит нам выявить тренды изменений разнообразия растительного покрова, — пояснил кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологии и геоботаники Центрального сибирского ботанического сада СО РАН Евгений Зибзеев.
По завершении работ в Мончегорске ученые приступят к исследованиям в Печенгском округе — в Никеле и Заполярном.
Фото Русланы СТЕГУРА и из архива Юрия ЕРМОЛОВА