Полторы недели художники из разных городов искали вдохновения в северном поселке - в его природе, людях, индустриальных пейзажах, экспериментировали с местными материалами.
Лес, горы, трубы и керны Кольской сверхглубокой. Панно на стене, и витраж из стекла, поднятого со дна Шуонийоки - примеры материальных итогов прошлых арт-резиденций. Сначала в этом проекте превалировало продвижение Печенгского округа среди людей искусства из других регионов. Теперь все больше вовлекается и местное сообщество.
- Благодаря таким вещам, общению с людьми с других территорий, у наших жителей, у никельчан, у жителей Печенгского округа открываются те вещи, о которых они раньше не задумывались. Открывается переход в самореализацию. То есть у людей появляется возможность заниматься тем, чем они хотели бы заниматься - творчество, самореализация. Очень много на территории появляется мастеров, которые выходят из тени, - рассказал директор центра «Вторая школа» Андрей Фоменко.
Для художников арт-резиденция - возможность отвлечься от рутины и найти новое направление. Мурманчанка Анна Минейкина, к примеру, в обычной жизни - дизайнер кожаных изделий. В этот раз она принципиально решила отойти от прикладных задач - оставить на время в стороне сумочки, браслеты и создать абстрактный арт-объект из рыбьей кожи и металла.
- Я планирую за время резиденции сделать по максимуму. Но, в то же время, я не ставлю рамки себе. Для меня главное - идея. Сначала я буду делать эксперименты. Взяв новый инструмент для этого всего, у меня задача родить идею в арт-резиденции. И начать воплощать хотя бы в образцах и процессах. Понять многие процессы. А закончить я могу и в Мурманске, - поделилась дизайнер изделий из кожи Анна Минейкина.
Другая участница арт-резиденции напротив сделала шаг от абстрактных инсталляций в сторону прикладного творчества.
- Я сосредоточена на малых формах и на работе с цветными металлами. Для резиденции я предложила проект концептуальных необычных ювелирных украшений, которые будут изготовлены в технике литья. А позже с помощью гальваники покрыты никелем. Вот когда мы ехали, эти пейзажи по пути на дороге вдохновили меня на серию украшений. Прямо вот видится мне уже готовый образ, - сообщила художница Маргарита Иванова.
Какими получатся навеянные печенгскими пейзажами украшения, мы увидим позже - на одной из выставок, которые по итогам арт-резиденций организует «Вторая школа». У скульптора Александра Хромых, к примеру, прошло полтора года от начала экспериментов со шлаком в Никеле до вернисажа в Мурманске, где он представил результаты творческого поиска. Впрочем, выставка - лишь промежуточный этап. Эксперименты продолжаются. Новые работы Александр сделает, не смешивая шлак с эпоксидной смолой, а спекая его в печи.
- Мне хочется удивиться тому, что получится. Какой-то интерес есть. И шлак, он спекается при определенной температуре сам по себе. Но возникли технические проблемы - как форму сделать, чтобы сделать круглую скульптуру. Я сейчас буду делать что-то плоскостное, рельефное, поскольку я нашел способ, как сделать это достаточно просто, хотя форма будет ограничена, - рассказал художник-скульптор, доцент Кафедры рисунка Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица Александр Хромых.
За годы проведения арт-резиденций у проекта появился постоянный партнер - академия Штиглица. В прошлом году она впервые приняла у себя победителей окружного художественного конкурса. В этом году у воспитанников местных школ искусств вновь появится шанс посетить мастерские одного из известнейших творческих вузов России. Напомним, центр «Вторая школа» проводит арт-резиденции в Печенгском округе при поддержке «Норникеля».