80 лет назад в этот день на площади Свободы было не протолкнуться. Открытие памятника жертвам интервенции стало главным политическим событием. История сохранила только фамилию и род занятий его автора. Им стал инженер Савченко. Деньги на постройку мемориала собирали мурманчане: рыбаки, матросы, рабочие.
Здесь и сейчас захоронены 28 жертв белогвардейской тюрьмы Йоканьги. Сегодня мурманчане из братской могилы устраивают мусорную урну. На белой штукатурке мемориала хорошо видны объявления с непристойными предложениями. Причем их авторам, судя по всему, далеко до совершеннолетия. Вряд ли их имена сохранятся в истории Мурманска, но срывать объявления некому. Дворники только подметают сквер вокруг памятника.
К юбилею города у мемориала отремонтировали основание. Там была трещина. А вот в список официальных городских объектов памятник так и не внесли.
Бронзовый Киров тоже оказался сиротой. Памятник признан аварийным ещё два года назад. Его постамент из гранитных глыб разъезжается в разные стороны.
Директор центра по сохранению историко-культурных наследия Мурманской области Нина Пурышева говорит, что надо Кирова снять, положить на хранение и отремонтировать постамент. Но на это надо 4,5 миллиона рублей. А у памятника нет даже собственника.
Вот и первоучители Кирилл и Мефодий, хоть и стали почти почетными горожанами, но вот уже семнадцать лет прописка у них, вернее, у их постамента - временные. Краевед Дмитрий Ермолаев сетует, что при личной встрече с болгарским скульптором Владимиром Гиновски, почти да слез расстроил автора этим известием. Ведь ему обещали, что памятник поставят на постамент из монолитного камня и сделают подсветку.
Общественность пыталась собрать деньги на замену постамента, но вовремя подсчитали и поняли, что необходимой суммы собрать не смогут.
Всего же, по результатам региональной переписи в нашей области насчитывается около 600 памятников. Почти треть из них - безхозные.