Американская гильотина для русской субмарины

Эпоха морских гигантов подходит к концу. В Северодвинске на заводе "Звездочка" утилизируют третью подводную лодку класса "Тайфун". Она самая большая в своем роде, занесена в книгу рекордов Гиннеса.

 Эпоха морских гигантов подходит к концу. В Северодвинске на заводе "Звездочка" утилизируют третью подводную лодку класса "Тайфун". Она самая большая в своем роде, занесена в книгу рекордов Гиннеса. Утилизация идет по российско-американской программе "Совместное уменьшение угрозы". Теперь, так называемый "убийца континентов", способный уничтожить противника не выходя из гавани, пущен "на иголки".

Подводная лодка "Акула" или по классификации НАТО "Тайфун" стала праобразом суперсовременной советской субмарины из романа американского писателя Тома Клэнси "Охота за "Красным Октябрем". Герой романа пытался бежать на Запад, чтобы предотвратить ядерную войну между СССР и США, передав противнику новейшие советские технологии. К моменту выхода книги в 1984 году крейсер "Тайфун" только поступил на вооружение советского флота. На лодке установлена система, которая не позволяет противнику засечь субмарину. Ее длина 175 метров, способна нести 20 межконтинентальных баллистических ракет. Эта система может стереть с лица земли любую державу не покидая российских рубежей даже из под корки льда Северного полюса.

Россия не отказывается от данных ею обязательств по сокращению стратегического оружия. И на западные деньги пускает под нож одну лодку за другой. С начала перестройки на предприятии утилизировано 44 субмарины. И хоть об эмоциональной стороне вопроса на "Звездочке" стараются не говорить — от горечи удержаться сложно.

Модернизированная лодка, по оценке специалистов, может прослужить еще 25 лет. Но проект 941 "Тайфун" уникальный. Пятикорпусная субмарина — гигант. На то, чтобы переоборудовать одну такую, Россия потратила 12 лет, а испытания лодки, получившей имя "Дмитрий Донской", и ее штатного оружия еще даже не начинались. И потому вопрос о том, что будет с еще двумя лодками этого проекта повис в воздухе. Или на модернизацию или «на иголки». И то, и другое связанно с определенными проблемами.

Процесс утилизации выглядит следующим образом. Вначале из двух реакторов выгружают отработанное ядерное топливо. Его отправляют на уральский "Маяк", а реакторные отсеки герметизируют и перевозят в нашу Сайда-губу, на Кольский полуостров. Дальше начинается резка корпуса. Как рассказал главный инженер предприятия Олег Фролов, точные цифры не разглашаются, но приблизительная стоимость утилизации одного крейсера — около 10 миллионов долларов. И добавил, что с большим удовольствием строил бы, но чаще приходиться брать на себя роль палача.

В отдельных контейнерах на площадке хранится всё, что осталось от грозной "Акулы". По протоколу, подписанному в 1992 году и продленному в 2006, Россия и США должны в рамках добрососедских отношений уменьшить количество вооружения.

Архив новостей

X