Мурманск
!
0 °C

Был ли подвигом бой с желтолицыми чертями?

Это - дебют новой рубрики "Утренняя ностальгия". В ней мы будем вспоминать о добром и вечном, что согревает душу спустя десятилетия. Сегодня отметим 105-летний юбилей подвига крейсера "Варяг".
27.01.2009, 14:27
77

Это - дебют новой рубрики "Утренняя ностальгия". В ней мы будем вспоминать о добром и вечном, что согревает душу спустя десятилетия. Сегодня отметим 105-летний юбилей подвига крейсера "Варяг".


 
Наверх, вы, товарищи, все по местам,
Последний парад наступает.
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!

Это песню артисты ансамбля песни и пляски Северного Флота исполняют с особой гордостью. Ведь это неофициальный гимн военных моряков России. Слова написал австрийский поэт Рудольф Грейнц. Мелодию - музыкант гренадёрского астраханского полка Турищев. Впервые песня была исполнена на приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец».

 
В годы Первой мировой войны страна Восходящего солнца стала нашим союзником. Тогда из песни убрали третий куплет. В нём о японцах отзываются нелестно. Кстати, строчка про желтолицых чертей под запретом до сих пор.

 
Неугодный куплет мы нашли. И предложили североморцам восстановить историческую справедливость. Творческий азарт взял вверх - артистам самим было любопытно исполнить то, что никогда прежде не пели:
И с пристани верной мы в битву идём,
Навстречу грозящей нам смерти.
За Родину в море открытом умрём,
Где ждут желтолицые черти!

После Первой мировой песню запретили уже целиком - из-за строчки "Прощайте, товарищи! С богом, ура!". Партийные боссы посчитали, что советские люди просто по определению не могут взывать к милости бога.

 
И всё же народная слава "Варяга" оказалась сильнее воли функционеров. В 46-ом о нём сняли фильм. Итак, 27 января 1904 года крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в бой против 14 японских кораблей. Тяжело повреждённый «Варяг» вернулся в гавань. И, не имея возможности продолжать сражения, был затоплен собственной командой.
В 1905 его подняли японцы. Отремонтировали и ввели в строй под названием «Сойя». В 16-ом крейсер выкупила Россия и включила в состав флотилии Северного Ледовитого океана. Так что свой след он оставил и в Мурманске.

 
В 1917 ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, так как советское правительство отказалось платить за его ремонт. Спустя 3 года его перепродали германским фирмам на слом. При буксировке корабль попал в шторм и затонул. В музее Северного флота есть уникальный экспонат - модель "Варяга". Её сделал своими руками участник тех событий - матрос Арсений Малахов.

 
Нас разделяет целая эпоха. А люди продолжают спорить о знаменитом бое. Был ли он таким уж героическим? В Интернете можно найти большое количество сайтов, дающих совсем иную оценку.

 
Исследователи говорят о том, что капитан сделал подарок японцам, не утопив, а лишь притопив корабль. Во время отлива он обнажался более чем на 4 метра. В сражении погибло 45 человек из 700 его русских участников. Как это ни цинично, но такую жертву подвигом можно назвать с натяжкой. Скорее, честным исполнением долга.

 
Какие бы оценки не давали следопыты-любители, легенда о "Варяге" живее живых. И народ воспевает её, как умеет.