Мурманск
"
-4 °C

Порт Мурманск может стать важным связующим звеном

Порт Мурманск может стать связующим звеном на важнейших направлениях международных грузоперевозок
19.10.2009, 10:08
10

Порт Мурманск может стать связующим звеном на важнейших направлениях международных грузоперевозок.

Условия для этого должна создать реализация проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла. Этот тезис стал своего рода лейтмотивом конференции «Порт Мурманск в международных интермодальных коридорах. Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», прошедшей в рамках ММЭФ-2009.

Как напомнили выступавшие, проект комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ) является неотъемлемой частью федеральной программы развития транспортного комплекса России.

Уникальное положение порта Мурманск – незамерзающий залив, прямой выход в Мировой океан и близость к международным транспортным путям – позволяет ему занять особое место среди остальных российских портов. Кроме того, если получит подтверждение прогноз о дальнейшем таянии льдов в Арктике и увеличении сроков навигации по Северному морскому пути, привлекательность порта Мурманск еще более возрастет для целого ряда морских стран, таких как Германия, Норвегия, Япония, Китай. И в этой связи он может стать важнейшим узлом международных перевозок по всем направлениям: и с Юга на Север, и с Запада на Восток. Разговоры об этом ведутся уже более 20 лет, но лишь в последние годы идея переведена в практическую плоскость.

Объем инвестиций в развитие МТУ, которые планируется освоить до 2025 года, составляет порядка 300 миллиардов рублей, что сопоставимо с затратами на создание объектов Олимпиады в Сочи. Из них государственные вложения должны составить 40 процентов, остальные 60 процентов придутся на долю частных и региональных капиталовложений. Механизмом реализации экономической составляющей проекта выбран путь государственно-частного партнерства.

Однако по-прежнему остаются некоторые нерешенные вопросы. Один из них – выкуп земель на западном берегу Кольского залива, где планируется разместить объекты МТУ. Вопрос этот предстоит решить уже до 10 декабря этого года.

Необходимость четкого соблюдения сроков реализации проекта, по мнению участников конференции, также играет важную роль, поскольку ход разработки месторождений арктического шельфа уже опережает планы развития МТУ.

Перспективной, но требующей тщательной проработки темой является привязка МТУ к проекту освоения Штокмановского месторождения. Речь идет о возможности задействования в схеме МТУ муниципальных образований Печенга, Териберка и Видяево, учитывая вероятность создания там портовых комплексов в рамках Штокмановского проекта.