«Крылья истории»: легенды войны - их продавали иностранцам, их сохраняли только чудом

Сегодня в проекте «Крылья истории» - легендарные истребители, герои Великой Отечественной войны. Самолеты И-16 и ЯК. Этот проект телекомпания ТВ-21 проводит в поддержку музея авиации в поселке Сафоново. Там в холодном ангаре с текущей крышей гибнет коллекция уникальных машин. Нужны средства на ремонт, нужны силы, чтобы сохранить живую историю.

Сегодня в проекте «Крылья истории» - легендарные истребители, герои Великой Отечественной войны. Самолеты И-16 и ЯК. Этот проект телекомпания ТВ-21 проводит в поддержку музея авиации в поселке Сафоново. Там в холодном ангаре с текущей крышей гибнет коллекция уникальных машин. Нужны средства на ремонт, нужны силы, чтобы сохранить живую историю.

И-16 - летчики-североморцы вступили в войну именно на этих самолетах. По тем временам машина считалась лучшей в Европе, смотрелась как игрушка - длина всего 6 метров, а развивала скорость свыше 300 км/ч. Советские летчики в шутку прозвали самолет «ишаком» за строптивый характер. Вывести его из штопора было практически невозможно, но молниеносные атаки, которые можно было проводить на И-16 заслужили уважение у противника. Испанцы называли самолет «мошкой», немцы - «крысой». Наши смягчили определение до «ишачка», ведь только в первые дни войны сбили на нем более 60 немецких «мессеров».

На этом самолете 25 июня 1942 года на боевое задание вылетел старший лейтенант Варфоломеев. Его судьбу поисковикам, увы, так и не удалось узнать. Машину нашли целой, личных вещей ни в ней, ни рядом не было. И-16 доставили вертолетом в Сафоново.

 

Кабина в самолете открытая. И летчикам, особенно зимой, приходилось мазать лицо гусиным жиром и даже шить меховые маски, чтобы не прекращать боевые вылеты в холод.

Самолеты И-16 и И-153 «Чайка» которые есть в музее сейчас очень востребованы за границей. Их восстанавливают для авиашоу, их делают на заказ. Например, пять И-16 и три «Чайки» построили в Новосибирске с 95 года.

Под крышей ангара музея авиации Сафоново стоит еще одна легенда. Самолет, на который пересели летчики-североморцы с устаревших машин. Это было в 1942 году.

 

Самолет ЯК-7Б. Истребитель из серии, которая потом совершенствовалась и тоже вошла в историю славных побед наших летчиков. Именно истребителю ЯК в свое время песню посвятил Владимир Высоцкий.

А по словам знатоков, именно самолеты ЯК вошли в историю поствоенного кинематографа. В 1973 году они сыграли истребители Лавочкина в картине «В бой идут одни старики». Недостоверность машин не умаляла достоверности исторической. Истребители несли колоссальные потери, но и нанесли врагу сокрушительный удар, завоевав господство в небе.

Нашим современникам все больше приходится доставать, а потом ценой неимоверных усилий восстанавливать и сохранять. Чтобы для будущих поколений крылатая память не осталась только картинкой в журнале, кадром в фильме или далекой мечтой, летающей в небе над Новой Зеландией...

 

 

 

 

Архив новостей

X