Мурманск
0
-2 °C

Одиночество или свобода? Обитаемый остров Ирины Харитоновой

Лето на острове. Такой выбор для себя однажды сделала москвичка Ирина Харитонова. И теперь она ежегодно весной приезжает в Кандалакшский заповедник - в качестве волонтера. В город возвращается только осенью.
30.06.2010, 10:11
20

Лето на острове. Такой выбор для себя однажды сделала москвичка Ирина Харитонова. И теперь она ежегодно весной приезжает в Кандалакшский заповедник - в качестве волонтера. В город возвращается только осенью.

Сейчас далеко заполночь. Ирина Харитонова, специалист Всероссийского центра кольцевания, отправляется на окраину острова Лодейный. Там вот-вот должны вылупиться птенцы утки-гоголя. Кольцевать их нужно в первые часы жизни. Потом малыши уйдут вместе с мамой на воду - их уже не поймаешь. Повезло, утята были еще в гнезде.

Кольца для новорождённых особенные - на вырост. Внутри - слой пластилина. Чтобы утенок не потерял свой знак отличия - пока растет.

Утки-гоголи, говорит Ирина, как люди. И даже квартирный вопрос для них не на последнем месте.

Утки могут поменять место гнездования, а у Ирины Харитоновой выбора нет. На острове Лодейный всего один дом. Это рыбацкая изба. Она была построена в двадцатые годы. Именно здесь москвичка поселилась, когда еще студенткой приехала на практику. Училась в педагогическом институте. Специальность - преподаватель биологии на английском языке. Кстати, язык пригодился. Во Всероссийский центр кольцевания звонят и пишут со всех концов планеты. Но при выборе профессии все-таки биология встала на первое место.

Самая первая учебная практика на Лодейном была в 77-ом. С тех пор, Ирина Харитонова каждый лето здесь - с мая по сентябрь - помогает учитывать и кольцевать пернатых. Лишь на 4 года прервалась - ребенок был еще маленький. Да на одно лето уехала с мужем на Аляску. Он тоже биолог. Теперь в полевой сезон семья врозь - до осени. Муж в экспедициях, сын уже вырос. Впрочем, Ирина на Лодейном и без мужчин управляется. Сама дрова колет, воду носит из колодца. Она одна, но не одинока.

Сезон кольцевания продолжается. Городская жизнь подождет. Только три квадратных километра суши посреди Белого моря, крики птиц и шорох крыльев.