Легендарную подводную лодку распилят на иголки. Не исключено, что «Ленинский комсомол» - первая советская атомная подводная лодка - доживает свои последние дни. Информационные издания пестрят сообщениями - до конца 2013 года К-3 полностью утилизируют. Какая судьба ждет «Ленинский комсомол», возможно ли сохранить для потомков легенду советского атомного флота - выясняли Родион Северьянов и Борис Савельев.
Капля за каплей по проржавевшему корпусу на бетон стапельной плиты скатываются… слезы, именно слезы. Судоремонтники и мотористы завода «Нерпа» по другому эту влагу назвать не могут.
Юрий Радутный, моторист: «Не знаю, может, примета какая, но видно - из глаз слеза течет».
Здесь, как в музее, можно встретить свидетелей и участников истории Военно-морского флота. Судоремонтный завод «Нерпа» взял на себя миссию сохранения раритетов, которые могут быть потеряны безвозвратно. В самом дальнем углу корпусного цеха темнеет горб боевой рубки подводной лодки.
Маркировку подлодок серии К - моряки считают не счастливой, конкретный пример К-19, она же Хиросима, так же известная как «Оставляющая вдов».
На ее борту произошли все возможные виды аварий и неполадок, за это лодку и прозвали Хиросима. О первой в мире аварии ядерной силовой установки сняли кино, фильм, конечно, спорный, но эта лодка - первый советский атомный ракетоносец - неотделимая часть истории флота. Рубку подлодки удалось сохранить и она станет мемориалом. У одного из причалов ждет своего часа подводный крейсер «Краснодар» - тот же проект, что и трагически погибший «Курск». На следующей неделе из ракетоносца будут выгружать топливо.
Недалеко от плавдока Паллада находится гордость и главная проблема судоремонтного завода - первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол». Этот проект стал ответом на американские «Наутилус» и «Сивульф» - Запад и Восток соревновались во всем. Советские инженеры нашли свои, оригинальные решения, в которых пасовали западные коллеги. Корпус проектировался с нуля, с упором на качество подводного хода и лодка получилась быстроходнее. Так же отличалась и энергетическая установка.
Проектировщики предполагали, что К-3 не будет иметь отношения к ВМФ, а будет на прямую подчиняться Москве. Именно по этой причине, а так же из-за высокой секретности, проектирование велось без согласования с моряками.
Экипаж тренировали на специально построенных стендах, моряки насколько это возможно, давали советы. Но даже после этого в первоначальном варианте лодки не было оборонительного вооружения, швартовых приспособлений и даже якоря. «Ленинский комсомол» был спущен на воду в октябре 1957 года. К-3 несла службу в Атлантическом океане и первой в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса.
Лодка была принципиально новой и постоянно требовала ремонтов и переделок. Каждый день похода для экипажа был аварийным - высокие дозы радиации, лучевая болезнь, случалось, что на пирсе лодку встречали машины скорой помощи. Именно на примере «Ленинского комсомола» учились как строить атомные подводные лодки, как ремонтировать, и как на них служить.
Под печальную капель работа на заводе идет своим чередом. Снежная шапка уже почти сползла с корпуса, и может быть, на самом деле это просто капель. Но судоремонтники в это не верят.
Аркадий Оганян, директор судоремонтного завода «Нерпа»: «Она здесь тихо стоит и с укором смотрит на нас, на людей».
После десятилетий службы лодка оказалась забытой, но не всеми. Каждый день телефоны в заводской администрации разрываются от звонков. Ветераны Военно-морского флота пытаются выяснить, неужели судьба этой легенды - стать грудой металлолома?
Аркадий Оганян, директор судоремонтного завода «Нерпа»: «Все механизмы, все оборудование, вот как было на К-3, так оно сейчас и находится в своем состоянии».
«Ленинский комсомол» готовы поставить у причалов мурманского морвокзала рядом с ледоколом «Ленин». К-3 ждут и в Санкт-Петербурге - достойная пара Авроре. Но все упирается в деньги. Сейчас лодка распилена на три куска - из корпуса вынимали энергоустановку. К-3 находится в ведении Министерства обороны, чтобы ее собрать и спустить на воду нужны 46 миллионов рублей. Военные таких средств найти не могут уже почти 7 лет.
Создание музея подводного флота в первой атомной подлодке будет стоить значительно дороже, но сейчас самое главное - сохранить сам «Ленинский комсомол». Сколько бы не было слухов о том, что лодку распилят уже в этом году, судоремонтники будут защищать легенду подводного флота до последнего.
Аркадий Оганян, директор судоремонтного завода «Нерпа»: «По крайней мере ни у одного судоремонтника никогда не поднимется рука выполнить резку этой легендарной атомной подводной лодки».
У судоремонтников есть еще один довольно серьезный козырь. Это судно технологического обеспечения Атомфлота Лепсе - головная боль всех экологов. Плавучее хранилище отработавшего атомного топлива должно быть утилизировано на заводе «Нерпа», и работы должны начаться уже в декабре этого года. Но площадку для утилизации сейчас как раз занимает «Ленинский комсомол». Вся эта кутерьма, казалось бы, не касается молчаливого, покрытого ржавчиной и ракушками гиганта. Лишь с переднего обтекателя капает вода, да по ночам на пирсе раздаются странные звуки.
Юрий Радутный, моторист: «Ночью стонет, да - раз слышал, может не она, может док, вода холодная, вода теплая, как-то стонет, но жалко лодку».
Выполнить график утилизации Лепсе, прописанный в международном соглашении - дело чести для всего государства, и проблему «Ленинского комсомола», хочешь - не хочешь, придется решать.