Мурманск
!
0 °C

По местам боевой славы

Сегодня мы продолжаем рассказ о патриотическом походе по памятным местам Печенгского района и Восточного Финнмарка, который, при помощи Кольской ГМК, организовал некоммерческий фонд поддержки сотрудников и пенсионер
15.06.2013, 19:46
20

 

Сегодня мы продолжаем рассказ о патриотическом походе по памятным местам Печенгского района и Восточного Финнмарка, который, при помощи Кольской ГМК, организовал некоммерческий фонд поддержки сотрудников и пенсионеров ФСБ Мурманской области «Щит». 

 

В нашем прошлом сюжете мы вместе с участниками похода знакомились с норвежским городом Вардё и довоенными отношениями с нашей страной. А сегодня вновь отправимся по местам боевой славы, в посёлок Киберг, ставший своеобразной столицей норвежского сопротивления на севере и русской партизанской славы.

 

Киберг - рыбацкая деревня, расположенная примерно в 10 километрах к югу от города Вардё, административного центра одноимённой коммуны. В хорошую погоду со стороны Киберга виден полуостров Рыбачий, куда переселялись с 1940 года норвежцы, недовольные немецкими оккупационными порядками. 

 

Здесь, на побережье, в годы второй мировой, базировалась артиллерийская группа «Вардё-Киберг». Она состояла из четырех батарей, самой мощной из которых как раз и являлась батарея «Киберг», расположенная на мысе Кибергнес.  Вооружена она была 3 германскими морскими пушками с дальностью стрельбы до 35 км, что позволяло ей обстреливать цели за линией фронта. Батарею фашисты ввели в строй в июне 1941, а в октябре 1944 при отступлении взорвали.

 

При попытке изучения возможности диверсионной акции на той батарее приняла свой первый бой первая российско-норвежская разведывательно-диверсионная группа под командованием офицера Северного флота Георгия Кудрявцева. Землянку, где должна была состояться встреча с норвежским информатором, окружили немцы. В ходе короткого боя немцы потеряли убитыми 8 человек, трое солдат были ранены. 

 

Разведчикам удалось выскользнуть из ловушки ценой гибели норвежского патриота Хокуна Ойена. Его тело фашисты трое суток возили по территории Варангер Фьерда для опознания и, не получив желаемого результата, выбросили в один из каналов, откуда патриоты его извлекли и похоронили в Киберге.

 

Сегодня в этих местах вновь раздаётся русская речь с добрыми утренними пожеланиями. Участники памятного похода приветствуют друг-друга. Многие встречаются на этом месте уже не первый год.

 

По словам губернатора Финнмарка, россияне уделяют очень большое внимание трагическим и героическим датам. Но в Норвегии для многих сегодня это просто история. Очевидцев тех дней почти не осталось и по этому, ещё важнее помнить всё, что было в те страшные годы.

 

Гуннар Хенной, губернатор провинции Финнмарк: «И в первую очередь, помнить надо о дружбе, зародившейся в совместной борьбе с оккупантами. И эта дружба помогает нам и сегодня укреплять и развивать наши добрососедские отношения». 

 

В память о подвиге двух соседей в Киберге, как и в Российской Лавне, установлены две стелы: норвежским патриотам и русским разведчикам. Российская делегация под руководством Игоря Чернышенко, губернатор Финнмарка Гуннар Хенной, мэр Вардё Лассе Хаугхом, представители Кольской ГМК, руководители музеев двух стран, активисты норвежского исторического общества, объединённые чувством горечи и гордости, возложили к обелискам павшим цветы и венки. 

 

Историю движения сопротивления бережно хранит «Музей партизанской славы», открытый на месте бывшей школы-интерната в конце девяностых. Уникальные экспонаты, такие, как, например, вот этот именной пистолет системы ТТ, которым был награждён за боевые заслуги оперативный сотрудник разведотдела УНКВД по Мурманской области Алексей Ершов. Его группа неоднократно выполняла опаснейшие задания в этих местах. На встречу пришёл и живой свидетель той военной поры. Артур Андреасен был в числе тех, кого арестовали немцы по подозрению в связях с партизанами. Он своими глазами видел, как фашисты расправлялись с участниками сопротивления. 

 

Артур Андреасен: «У меня до сих пор перед глазами тела тех убитых партизан. Мы пытались сами после войны искать места захоронения, но найти не удалось. Они как будто исчезли, никто не знает, где они захоронены». 

 

Четырнадцатилетним мальчишкой Артур Андреасен, как губка, впитывал все ужасы оккупации. Сегодня ему 87, но до сих пор воспоминания не дают покоя. Стереть из памяти такие трагедии не способно даже время.

 

Артур Андреасен: «Я хорошо помню, как немцы сбили самолёт. Там было 3 лётчика, их так же зверски убили. Тела этих лётчиков потом тоже пропали. Но уже в 1945-м я трудился на земле, и видел, как мужчины выкопали одно тело с прострелянной головой. Это был один из тех лётчиков. О телах тогда позаботился местный священник, он их сохранил, и позднее останки были отправлены в Россию. Я думаю, что этот священник имел тесные связи с партизанами. После войны он довольно хорошо говорил по-русски. Да и гористую местность знал хорошо. А когда пришли русские войска, он был как бы переводчиком».

 

Норвежская земля, как и Российская, хранит ещё много загадок и белых пятен, устранить которые - задача двух соседних стран. И сомнений в успехе этой работы быть не может, пока есть взаимопонимание и дружба, скреплённая почти 70 лет назад совместной борьбой с фашизмом.