Сложнейшую поисково-спасательную операцию провели на Северном флоте.
Всеми возможными силами и средствами моряки выручали из беды экипаж аварийной подводной лодки. Такого масштабного учения с практической отработкой задач флот ещё не проводил. Тренировка спасателей заняла 2 дня. Экзамен они сдавали и на базе, и в открытом море.
Следом за спасательной буй-вьюшкой в торпедный аппарат забираются моряки. Их подводный корабль потерпел аварию. Оставаться в нём опасно. Экипаж вынужден эвакуироваться. Такова легенда тренировки. Торпедный аппарат закрывают, заполняют водой, сравнивают давление. Путь к спасению для экипажа подводной лодки «Магнитогорск» открыт.
Выход подводников на поверхность обеспечивают водолазы. Учение крупномасштабное. Каждое действие спасателей и спасаемых сегодня под пристальным взором военного руководства и многочисленных зрителей.
Вертолётная площадка спасательного судна «Николай Чикер» сегодня в новом качестве. Здесь оборудовали смотровую площадку для показных учений по поиску и спасению аварийной подводной лодки. Зрителям обеспечен полный эффект присутствия.
На Северный флот съехались военные моряки и спасатели со всей России. Подобную тренировку уже проводили на Черноморском флоте и Балтике. Теперь очередь североморцев. Задействованы 14 кораблей, 4 летательных аппарата и впервые, за всю историю учений - атомная субмарина. Она тоже условно потерпела аварию.
Александр Федотенков, заместитель главнокомандующего ВМФ России: «У нас общий враг в этом направлении - стихия. Сейчас солнце, хорошая погода, а вообще-то большая часть времени как на Северном флоте, так и на других флотах это очень тяжёлые погодные условия. И мы отрабатываем единую систему наблюдения, обнаружения, поиска, допоиска аварийных подводных лодок».
Экзамен спасатели сдавали и в открытом море. В Мотовский залив вышел целый отряд кораблей. На судне «Георгий Титов» готовят к спуску глубоководный спасательный аппарат «АС-34». Вес 55 тон, экипаж - 4 человека. Субмарина в миниатюре способна погружаться на глубину до тысячи метров. А спасать экипажу аппарата предстоит личный состав подводной лодки «Магнитогорск». По сигналу «СОС» все поисково-спасательные силы отправляются на поиск затонувшего корабля.
Владимир Горбань, начальник управления аварийных поисково-спасательных работ Северного флота: «Найти под водой любой объект очень сложно. Но сейчас у нас развитие военной техники, поступает много образцов. Один из новых образцов специальный буксир «Касатка», у него точность обнаружение лодки составила порядка 40 метров. Это хороший результат и хороший показатель, который позволяет нам надеяться на то, что лодка будет обнаружена».
Проверить точность координат предстоит экипажу «АС-34». Аппарат оснащён навигационным комплексом, камерами, радиоэлектронным оборудованием.
+
Эвакуация экипажа аварийной подводной лодки будет проводится на 100-метровой глубине. А там результат зависит не только от технических возможностей аппарата, но и от мастерства спасателей.
Все происходящее под водой фиксируется. Чтобы эвакуировать экипаж, аппарат должен пристыковаться к комингс-площадке. За одно погружение минисубмарина способна поднять на поверхность 20 человек. Сегодня спасённых трое. И все в один голос говорят - ничего сложного в операции нет. Это как из одного отсека подлодки перейти в другой.
Юрий Симонов, гидроакустик подводной лодки «Магнитогорск»: «Принцип тот же самый. Осушилась камера присоса. Открыли они нижний люк, мы открыли верхний и перешли по трапу».
Николай Евменов, начальник штаба Северного флота: «Я так думаю, не только мы показали, но мы и почерпнули очень много знаний, того опыта предыдущих учений, которые проводились как на Черноморском флоте, так и на Балтийском флоте. Но старались показать лучшее, на что способны».
Завершающий этап учений - работа водолазов и телеуправляемых необитаемых аппаратов. К оказанию помощи на флоте готовы. И учиться мастерству - тоже. Уже на следующей неделе представители военно-морского флота примут участие в международной конференции в Амстердаме, а на следующий год учение запланировано в Польше. Тема одна - спасение экипажей подводных лодок.