Мурманск
I
-6 °C

В Киркенесе состоялась конференция международной журналисткой организации «Баренц-пресс»

В этом году этому неформальному профессиональному сообществу исполнилось 20 лет. И на встречу съехались более 150 журналистов из России, Швеции, Норвегии и Финляндии. 
05.05.2014, 20:06
24

В этом году этому неформальному профессиональному сообществу исполнилось 20 лет. И на встречу съехались более 150 журналистов из России, Швеции, Норвегии и Финляндии. Споры были - есть ли границы свободы слова и как отличить ее от откровенной пропаганды. Обо всем этом из Киркенеса - репортаж Сергея Юдкова и Александра Саницкого.

Обычно в эти весенние дни в Киркенесе затишье. Местные жители либо на работе, либо сидят дома. На центральной площади городка русские бабушки торгуют всякой всячиной - тут и матрешки, и хрусталь, и вязаные носки. Но за счет журналистского десанта в полторы сотни человек, покупателей прибавилось.


Темы, которые обсуждали в Киркенесе журналисты четырех стран, самые разные, экология, культура, внутренние проблемы журналистской кухни, но чаще речь шла о России - угроза холодной войны, падение железного занавеса, свобода слова.

За двадцать лет своего существования «Баренц-пресс» переживал разные времена. Все зависело от политической ситуации на севере Европы. С начала 90-х, когда только-только открыли границу, и сами журналисты стали изучать соседние страны - многое изменилось.

Арне Эгиль Тёнсет, председатель правления «Баренц Пресс» Норвегии: «Двадцать лет назад все было по другому, мы испытывали некую эйфорию, что у нас появилось такое сообщество, сейчас мы трезво смотрим на вещи».

Мир меняется, неизменным остается, пожалуй, отношение запада к России. Причем с критикой выступали, как иностранцы, так и соотечественники. На конференцию в качестве докладчика был приглашен Денис Синяков фотограф «Гринпис», отсидевший в тюрьме за участие в скандально известной экспедиции этого судна к буровой «Приразломной».

Денис Синяков, фотограф «Гринпис»: «Мне кажется, оптимизм должен присутствовать, но мне кажется, что все плохо».

Но как отличить, что есть информация, а что пропаганда - вот в чем вопрос. И особо эта тема обострилась после событий в Крыму. У нас считают, что присоединение к России - восстановление исторической справедливости, запад уверен - захват.

Елена Ларионова, координатор «Баренц-пресс» в России: «Мне кажется, что самое печальное в том, что журналисты разных стран, в первую очередь, Запада и России просто сразу встали по разные стороны баррикад. Мы все манипулируемы и почти не пытаемся посмотреть на события с другой стороны».

Андрей Привалихин, главный редактор телекомпании «Блиц»: «У меня глубокое убеждение, что против России на Западе принят давным-давно закон, он, наверное, неписьменный, устный. Он состоит из двух пунктов, как старый советский анекдот - пункт первый «Россия всегда не права, второй - если Россия права - смотри пункт первый».

Алексей Симонов - сын поэта Константина Симонова - руководитель российского фонда защиты гласности. Осенью прошлого года в Мурманске он был гостем кинофестиваля «Северный характер». В этот раз приехал в Киркенес, чтобы выступить с докладом о том, как обстоят дела со свободой слова.

Алексей Симонов, президент фонда защиты гласности: «Я не знаю, что такое свобода слова. Для меня гласность - это возможность выкрикнуть из толпы, что король голый. Эта возможность пока сохраняется. Но для этого нужны все большие и большие смельчаки. Учитывая ухудшение ситуации, подозреваю, что смельчаков будет больше, но эхо от их выкриков будет все слабее и слабее».

Путин - плохой, Россия - агрессор, журналистика в загоне. В этом пытается убедить нас Европа. Критике подвергается то, что иностранным журналистам сложно работать в России и на Украине.


Денис Синяков: «Это удивительно, когда приходит журналист «Лос-Анджелес таймс», русский, его избивают или не дают работать, а приходит журналист ВГТРК - ему хлеб соль».

Критикуя Россию, Денис Синяков, забывает упомянуть о зеркальной ситуации: российского журналиста Дмитрия Киселёва, которого считают одним из главных кремлевских пропагандистов - приглашали выступить на конференции «Баренц-пресс». Но из-за санкций, введенных Евросоюзом, Киселева в Норвегию не пустили. Вот такая еще одна грань свободы слова. Но, тем не менее, выслушав все точки зрения, журналистам четырех стран удалось найти понимание.

Светлана Солдатова, главный редактор телекомпании ТВ-21: «Несмотря на то, что здесь люди имеют разные мнения по разным политическим вопросам, но выясняется что проблемы у журналистов очень сходные, несмотря на то, что обстоятельства разные. Здесь нет драк, здесь есть потребности и возможности для того, чтобы люди могли высказать свое мнение и показать насколько они бережно относятся к такой вещи, что такое свобода слова. Мне кажется, что в этом и сила «Баренц-пресс».

Возможно, кто-то из коллег остался при своем. Но многие согласились со словами Алексея Симонова - нет абсолютной свободы слова, и не может быть. Единственное, что должны делать журналисты по разные стороны границ - просто быть честными.