«Ямал» вернулся в Мурманск

<p>Самая длительная арктическая экспедиция в арктические моря завершена. Сегодня атомоход &laquo;Ямал&raquo; вернулся в базу. 63 дня ученые &laquo;Арктический научно-проектный центр&raquo; при поддержке специалистов &laquo;Арктического и антарктического научно-исследовательского института&raquo; изучали состояние льдов в Карском море, Восточно-Сибирском и море Лаптевых.</p>

Самая длительная арктическая экспедиция в арктические моря завершена. Сегодня атомоход «Ямал» вернулся в базу. 63 дня ученые «Арктического научно-проектного центра» при поддержке специалистов «Арктического и антарктического научно-исследовательского института» изучали состояние льдов в Карском море, Восточно-Сибирском и море Лаптевых.

Эти данные станут основой для дальнейших научных изысканий, разведки углеводородов. Подробности у Сергея Ломако и Янины Морозовой

Есть ли нефть на шельфе и сколько ее? Сегодня на этот вопрос учёные отвечают - скорее есть, чем нет. Возможно, это треть из добываемого сегодня объёма на планете. Потенциал огромен.

Пробное бурение еще впереди, а пока, главной задачей было разведать ледовую обстановку, оценить толщину, структуру и поведение арктических льдов, всё это имеет определяющее значение и для безопасности планируемых работ и для успешной разработки месторождения в условиях, где моря покрыты льдами 11 месяцев в году.

Владимир Баранов, старший помощник капитана атомохода «Ямал»: «Льды, их тяжесть определяется не только толщиной, а торосистостью, потому что по ровному льду ледокол идет без задержек, если встречаются торосы, их приходится бить, брать набегами. Стукнулись - отошли. И переходы во время работы экспедиции составляли от 30 до 150 миль, то есть от нескольких часов, либо около суток переход».

В составе экспедиции «Кара-Зима 2014» работали более 50 человек - специалисты по льду и ледникам, метеорологи, специалисты по бурению, пилоты. Они изучили состояние морского дна и сейсмическую обстановку, ведь морские подвижные льды могут представлять серьёзную опасность для инженерных сооружений.

Руководитель экспедиции Андрей Тюряков - работой доволен, умная техника не подвела, люди отработали замечательно, погода благоприятствовала. Правда, местные жители, белые медведи иногда норовили помешать.

Андрей Тюряков, начальник экспедиции «Шельф 2014»: «Отпугивали их с помощью вертолета и до сих пор, я был в полной уверенности, что они однозначно реагируют и убегают, но вот один медведь был очень упрямым и сколько вертолёт не летал, он просто игнорировал, может он глуховат был, я не знаю».

Данные, полученные в ходе этой экспедиции, будут анализировать в течение нескольких месяцев, следующий этап пробное бурение, работы намечены уже на нынешнее лето, только тогда можно будет говорить о количестве ресурсов на шельфе и выбирать методику разработки месторождения.

В ходе экспедиции ученые начали работу по возобновлению системы арктических наблюдений, которая существовала во времена СССР. Работы велись на лицензированных участках «Роснефти», эта компания и планирует в дальнейшем разрабатывать месторождение.

Константин Корнишин, представитель заказчика экспедиции: «Эта экспедиция, техзадание выполнено на 110-115%, что говорит о том, что и задачи ставились какие надо и выполнены они адекватно, то есть не было никаких перекосов, было все очень ровно. Задачи ставились изучить торосы, изучить айсберги, изучить лёд и, что не маловажно, выбрать места для трех метеостанций, которые будут установлены в летний период».

100 айсбергов и 50 торосов уже изучено, но учёным еще предстоит провести 2-3 экспедиции, прежде чем начнется проектная разработка инженерных сооружений. А пока короткий отдых - новая экспедиция отправится в путь уже в июле.

 

Архив новостей

Новости наших партнёров

X