Торговый порт - в телепроекте «Старший брат Мурманска»

<p><span style="text-align: justify;">Мы продолжаем серию телевизионных сюжетов, посвященных юбилею Мурманского морского торгового порта.</span></p>

Мы продолжаем серию телевизионных сюжетов, посвященных юбилею Мурманского морского торгового порта. Порт был создан в 1915 году - он на целый год старше самого Мурманска. Сегодня - рассказ о подвиге мурманских портовиков в годы Великой Отечественной войны.

70 лет прошло со дня Победы. Но следы той страшной войны еще не затянулись. не похоронен последний солдат - поисковики каждый год находят останки красноармейцев в наших заполярных сопках.

А на дне Баренцева моря лежат потопленные фашистами суда наших союзников по антигитлеровской коалиции. Немцы уничтожили на пути в Мурманск десятки сухогрузов и военных кораблей. «Томас Дональдсон» - лишь один из них. вот уже семь десятилетий он покоится у острова Кильдин. В его трюмах - самолеты, паровозы, боеприпасы и танки. Американский транспорт «Томас Дональдсон» шел из Соединенных Штатов в Мурманск. «Дональдсон» совсем немного не дошел до Мурманска - был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул. Вот уже почти 70 лет он лежит, расколотый на три части на дне моря.

Николай Евменов, начальник штаба Северного флота:  «Это пример достойный, когда две великие державы сражались против одного врага - нацизма».

Корабли союзников - американские, английские приходили в Мурманский торговый порт. Первые караваны прибыли в январе 42 года. Британский моряк Кеннет Райт привел в Мурманск четыре конвоя.

Кеннет Райт, ветеран Второй мировой войны: «Было страшно, но мы осознавали, что вместе с русскими ведем борьбу с фашизмом. Это наша посильная помощь, мы делали все, что могли».

К январю 42-го Мурманский порт уже полностью перешел на военные рельсы. Сделать это было непросто. Ведь большая часть портовиков ушла на фронт. Из средней полосы России прибыли трудовые колонны - несколько тысяч человек. Работой порта, подготовкой его к приему караванов руководил лично герой Советского Союза, прославленный полярник Иван Дмитриевич Папанин.

По его инициативе уже в конце декабря прибыли из Мончегорска мобилизованные 4 железнодорожных крана общей грузоподъемностью 86 тонн. Работать приходилось под постоянными авианалетами.

С первых дней войны фашисты непрестанно бомбили Мурманск. И с особой ненавистью уничтожали порт.

Вот что писал в своем «Дневнике войны» Максим Старостин, первый секретарь Мурманского обкома партии: «Опять воздушная тревога. Фашистские самолеты сбросили 50 фугасных и около 12 тысяч зажигательных бомб. С горы вид на город - сплошное море огня. Фашистские гады злобствуют и жгут город, но это признак не силы, а бессилия. Им не взять Мурманск. Уйдем в землянки, но работу порта и предприятий, оказывающих помощь Родине, не прекратим. Мурманск - это маленький Ленинград и он с честью еще раз выдержал трудное испытание».

С начала 1942 года караваны судов приходили один за одним - в каждом 10-15 судов и 30-40 тысяч грузов. Разгружать корабли приходилось круглосуточно, без малейшей остановки.

Алексей Киселев, доктор исторических наук: «Ведь как было: приходит пароход английский или американский или под другим флагом, начинается бомбежка. Все с корабля бегом в укрытие, а на корабле остаются наши лебёдчицы, остаются наши грузчики. Они должны выгрузить груз. Груз вот так нужен стране! Военный груз или продовольственные товары. И в этом отношении торговый порт в войне показал необычную выдержку. Показал, что торговый порт - это стержень Мурманска!»

Мужество во многом шло именно из торгового порта.

Свое бесстрашие портовикам приходилось проявлять постоянно. Многие работники торгового порта были награждены боевыми наградами. Орден Красной звезды получили Николай Куликов и Иван Тупицын. (фото Тупицына) Они потушили горящий вагон, в котором хранилась взрывчатка.

Юрий Шумилкин, ветеран Мурманского морского торгового порта: «Конечно, взрыв был бы сумасшедший. Судьба одного известна, а второго нет. Тупицын потом работал, я его фотографировал, я с ним знаком, интересный спокойный застенчивый очень товарищ, приятный человек был».

18 июня 42 года - наверное, самый страшный день в истории Мурманска и торгового порта. Немецкая авиация целый день бомбила город. Страшные кадры разрушений запечатлела эта военная хроника. Свидетельство героизма мурманчан - работавших в порту, тушивших пожары, защищавших город с земли и с неба.

Игорь Калошин, почетный гражданин Мурманска: «В городе еще оставалось 50 тысяч жителей, город принимал караваны, город отгружал, производил оружие, минометы на судоверфи, автоматы. По приказу Сталина тут был установлен полк со ста миллиметровыми зенитными орудиями, самыми мощными и последними, плюс конечно авиация, плюс аэростаты, никогда по сей день не говорят про аэростаты, когда понимались девчата-аэростатчицы все были, поднимали их над городом и немцы пикирование уже не могли осуществлять».

Всего за годы войны Мурманский торговый порт принял 351 судно, докеры выгрузили два с половиной миллиона тонн грузов - вооружения, военной техники, продовольствия. 360 работников порта были награждены орденами и медалями. Погибли 317 портовиков. 103 человека пали на своем трудовом посту, который с полным основанием можно было называть боевым. В память о них в Мурманске на берегу залива стоит монумент. Каждый год 9 мая - портовики проводят у его подножия митинг, вспоминая тех, кто на причалах порта, не страшась смерти, вносил свой вклад в общую победу над фашизмом.

Новости наших партнёров

X