Погода повлияла на работу Мурманского морского рыбного порта

В январе грузооборот рыбы в Мурманске сократился почти на 40 процентов. На ситуацию повлияли штормы и… препоны со стороны контролирующих органов.

Первый месяц 2017 года оказался неутешительным для Мурманского морского рыбного порта. Общий грузооборот терминала упал на 15,5% (18,6 тысячи тонн против 22 тысяч в январе 2016-го), рыбопродукции – на 39% (9,2 тысячи тонн против 15 тысяч).

Десятикратный рост перевалки альтернативных грузов (2,1 тысячи тонн против 0,2 тысячи) выправить ситуацию с грузооборотом «ММРП» не смог. Слишком сократились объемы доставки рыбы в Мурманск. Так, в январе 2016 года в порт зашло 71 судно, работающее в рыбной отрасли, а в минувшем месяце только 48, сообщает пресс-служба Мурманского морского рыбного порта.

Конечно, нерадостной ситуации поспособствовала плохая погода на промысле. Так, из-за январских штормов прибрежники доставили в порт только 800 тонн охлажденной рыбы, хотя обычно за месяц добывают 1000-1500 тонн. В целом по Северному бассейну вылов составил 26 тысяч тонн, что меньше уровня прошлого года на 6,3 тысячи.

Но на одну стихию кивать нельзя. Промысловики Северного бассейна с каждым годом все меньше и меньше доставляют рыбы на родной берег, предпочитая выгружаться в иностранных портах. Основная причина (особенно в последние пару лет) – экономическая: валютоёмкую рыбку выгоднее сдавать за рубеж. А значит, российские береговые предприятия (докеры, рыбопереработчики, судоремонтники) остаются без работы.

Посредники для причалов

Неожиданный рецепт спасения береговой отрасли предложил глава Росрыболовства Илья Шестаков. В недавнем интервью «Российской газете» он посетовал, что рыбные порты теряют свою специализацию.

- Чтобы развернуть эту тенденцию, мы перезаключаем с собственниками портовых территорий договоры аренды причальных стенок - они являются госсобственностью и находятся в управлении нашего подведомственного учреждения «Нацрыбресурс», - заявил Илья Васильевич. - Условия аренды причальных стенок в рыбных портах предусматривают сохранение отраслевой специализации и создание условий для перевалки рыбы. Это один из важнейших шагов, который позволит рыбакам выгружать и хранить продукцию именно в российских портах.

Получается, что глава рыбной отрасли России предлагает ввести еще одну прокладку между промысловиками и потребителем, которая наверняка увеличит цену на и без того недешевую рыбу. Более того, пример рыбных портов на Дальнем Востоке показал, что «Нацрыбресурс» почти не вкладывается в модернизацию причалов, отданных ему в управление, полностью переложив эту обязанность на стивидорные компании. В связи с этим полпред в ДФО Юрий Трутнев даже предложил разогнать «Нацрыбресурс» как вредную организацию.

Также Шестаков рассказал о важности инвестиций в более крупные холодильники в портах. Дело нужное, конечно, но где гарантия, что рыба поступит на российский берег в объеме, достаточном для заполнения модернизированных холодильных мощностей? Так, АО «ММРП» в состоянии принять более 35 тысяч тонн продукции единовременно. Однако на данный момент в наших холодильниках хранится всего 12 тысяч тонн. В общем, пока у крупных рыбопромысловых компаний не появится заинтересованность во внутреннем рынке, ситуация в портах в лучшую сторону вряд ли изменится.

Рыбаки винят контролёров

Кстати, сами рыбаки сокращение судозаходов в родной порт объясняют избыточным давлением со стороны государства. Так, 3 февраля Мурманск посетил президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев. Заполярные промысловики рассказали ему о своих в проблемах. Одна из них связана с осуществлением контрольных процедур при оформлении рыбопромысловых судов и продукции в рыбном порту. Постоянные задержки с оформлением, по словам председателя правления Союза рыбопромышленников Севера Владимира Григорьева, являются одной из причин снижения объемов перевалки рыбной продукции в Мурманске.

Архив новостей

Новости наших партнёров

X