Мурманск
!
2 °C

Мурманская область в десятке лидеров в «Национальном экологическом рейтинге регионов РФ»

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» совместно с Союзом «Национальный экологический корпус» опубликовала «Национальный экологический рейтинг регионов РФ» по итогам весны 2019 года.
05.06.2019, 11:16
69

Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» совместно с Союзом «Национальный экологический корпус» опубликовала «Национальный экологический рейтинг регионов РФ» по итогам весны 2019 года. Рейтинг рассчитывается и публикуется 4 раза в год с 2008 года. Этот весенний рейтинг рассчитывался с 1 марта по 31 мая 2019 года.

По итогам весны в «Национальном экологическом рейтинге регионов РФ» десятка лидеров выглядит следующим образом:

1. Тамбовская область; 2. Алтайский край; 3. Республика Алтай; 4. Белгородская область; 5. г. Москва; 6. Курская область; 7. Магаданская; 8. Мурманская область; 9. Республика Коми; 10. Ульяновская область.  

Города-субъекты Российской Федерации:

1.    Москва
2.    Санкт-Петербург
3.    Севастополь

По федеральным округам места распределились следующим образом:

1.    Центральный Федеральный округ
2.    Северо-Кавказский Федеральный округ
3.    Северо-Западный Федеральный округ
4.    Приволжский Федеральный округ
5.    Сибирский Федеральный округ
6.    Южный Федеральный округ
7.    Дальневосточный Федеральный округ
8.    Уральский Федеральный округ

Андрей Нагибин, председатель правления «Зеленого патруля», эксперт Центра мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защите леса, член Общественного совета при Росприроднадзоре РФ: «Мусорная реформа в России продолжает буксовать, подавляющее большинство субъектов не смогут выполнить задачи, установленные для реализации реформы обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Вместо создания технопарков по переработке отходов в регионах продолжают забивать мусором старые полигоны. Для легализации переполненных полигонов региональные операторы устанавливают, практически, муляж сортировочных станций, которые, по факту, не в состоянии переработать даже 10% поступающего мусора. Такие сортировки, как правило, запускают только при посещении контролирующих органов, либо во время посещения объекта важными гостями. Например, в Омской области фактический объём образующихся отходов (более 1 млн. тонн) не может быть отсортирован на построенном комплексе ООО «Магнит». Даже 30 % объёма (это 175 200 тонн) при круглосуточной эксплуатации не могут быть отсортированы. Все остальное происходит только на бумаге. В результате такой сортировки область за год получит 800 тысяч тонн отходов на захоронение (сюда не включены биоотходы и, так называемые, хвосты, полученные в результате сортировки). И куда это все будут сваливать? Опять будут забивать старые, переполненные полигоны? По имеющейся у нас информации, в Волгоградской области с самого начала деятельности регионального оператора ООО «Управление отходами - Волгоград» были допущены многочисленные нарушения. В связи с непринятием мер, направленных на вывоз отходов с территорий населенных пунктов Быковского, Городищенского, Даниловского, Дубовского, Еланского, Калачевского, Киквидзенского, Светлоярского районов в текущем году внесено более 10 представлений Прокуратуры. Только на территории г. Волгограда в январе 2019 года образовалось более 800 мест скопления отходов. Вывоз твердых коммунальных отходов по-прежнему не осуществляется с территории более 700 населенных пунктов в 32 районах области и 1 городком округе. В связи с неоплатой региональным оператором обязательств перед вывозящими компаниями по вывозу твердых коммунальных отходов, создаются условия для образования несанкционированных свалок. Местное население, при всем при этом, исправно оплачивает услуги по вывозу мусора. И это далеко не единственные примеры».

Виктор Табачков, директор «Национального экологического корпуса»: «Хочется отметить, что в этот раз правила приема и обработки информации от регионов были изменены. Раньше некоторые регионы присылали огромные массивы информации об условно значимых экологических событиях, рассчитывая только за счёт них подняться в рейтинге. Таких мероприятий, например, как проведение конференции или круглого стола, организации выставки детских рисунков или уборки местного двора. Но, при этом, надо понимать, что экология региона зависит не только от таких мероприятий. Очень важно уделять внимание насущным экологическим проблемам: качеству воздуха, водных ресурсов, состоянию промышленной среды, рекультивации полигонов, ликвидации несанкционированных свалок, модернизации предприятий. Про эти события, к сожалению, власти регионов нам не так много информации присылают. Поэтому мы ограничили количество принимаемых новостей от регионов до 30 за отчётный период. 

При этом, мы также ограничили количество новостей, оцениваемых по индикатору – «образование и культура», так как сокращение принимаемых новостей до 30, все равно, не оказало должного эффекта: регионы очень много дают информации по этой тематике, забывая про другие направления. Чуть позже мы официально проинформируем о новых критериях приема информации по различным индикаторам рейтинга, так как мы считаем, что нельзя надеяться на рост в рейтинге только за счёт образовательных акций. Жители регионов, жалуясь на состояние окружающей среды в своих субъектах, также нас в этом вопросе поддерживают. Тем более что Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. № 193 утвержден «Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», состоящий из 14-ти пунктов, из которых п.13 – «Качество окружающей среды». Считаем, что рейтинг может стать одним из важных источников формирования данного показателя. Поэтому наша совместная задача при формировании рейтинга - не пропустить важные экологические события в регионах. Для проверки достоверности полученной информации – обеспечить, в том числе, проведение экспедиций в субъектах Российской Федерации».

Роман Пукалов, директор природоохранных программ «Зеленого патруля»: «В нацпроекте «Экология» в качестве пилотных выбраны лишь 12 городов с наиболее загрязненным атмосферным воздухом. В реальности таких населенных пунктов в нашей стране многие десятки и сотни. Весной 2019 года продолжали поступать жалобы на загрязнение воздуха из Приморья, Иркутской области и Самарской области, из многих городов Урала, Кемеровской области и т.д. Это негативно отразилось на экологическом рейтинге этих регионов.

Повышенное внимание общественности весной вызвало решение Евросоюза о запрете производства и использования пластиковой одноразовой посуды с 2021 года. «А почему мы так не можем?», - был самый часто задаваемый вопрос от представителей СМИ. Можем, и подобные инициативы уже появились в Правительстве РФ, которые мы полностью поддерживаем. Жаль, что только тема введения экологического сбора для производителей пластиковых пакетов больше не поднимается. Зато подняли тему введения экологического налога на табачную продукцию. Считаем - давно пора. Мало того, что упаковки сигарет дают большой объем мусора, еще и окурки являются концентрированными токсинами, загрязняющими землю и водоемы».

Андрей Нагибин: «В Европейской части и на юге России уже установилась жаркая погода, что может инициировать экологические проблемы уже другого рода. В первую очередь, хотели бы обратить на ситуацию в городе Армянске, на севере Республики Крым, где летом прошлого года из-за малого количества осадков и жары возникла чрезвычайная ситуация. Отдыхающих в Крыму проблема загрязнения атмосферного воздуха выбросами с ООО «Титановых инвестиций» не коснулась, но жители самого города Армянск и Красноперекопского района регулярно жаловались на тяжелую ситуацию. Предстоящая жаркая погода также чревата возгораниями свалок и переполненных полигонов, куда продолжают «валить» мусор без должной пересыпки. В жаркую погоду уплотнённые органические вещества (пищевые продукты) имеют свойство нагреваться и самовозгараться».