Она была построена в семнадцатом веке. Включает в себя Никольскую церковь, колокольню и ограду. Исторически ценное строение такого плана единственное, сохранившееся не только на Кольском полуострове, но и во всем Карельском Поморье. И, конечно, у старой церкви есть свои тайны. Сергей Юдков продолжит.
Ковда - село на самом юге Мурманской области. Оно находится на берегу Белого моря. Мимо главной достопримечательности села проехать невозможно.
Деревянной церкови в Ковде уже больше 300 лет, она несколько раз горела, ее восстанавливали. В начале двухтысячных годов она едва не завалилась, приехали реставраторы, вскрыли фундамент и были потрясены увиденным.
Александр Зятиков, хранитель Никольской церкви в селе Ковда: «Никто ничего не слышал, пока не сняли обшивку с церкви. Когда начиналась реставрация в 80-х годах, вот когда сняли, под окном нашли лаз. Когда залезли, уже увидели, что лежат какие-то».
Реставраторы из Архангельска никогда раньше не видели, чтобы под храмом были захоронения, стояли гробы. Хранитель церкви Александр Зятиков вспоминал, в каком все тогда были недоумении.
Александр Зятиков, хранитель Никольской церкви в селе Ковда: «Вот смотрите в бересте и берестой завязаны».
Все гробики-домовины - небольшого размера, меньше метра в длину. А в них останки младенцев - не больше трех лет отроду.
Александр Зятиков, хранитель Никольской церкви в селе Ковда: «Я реставраторам-то говорю: «Вы ребята аккуратней все сложите, мы посмотрим, чтобы все убрать. Я даже у старожилов спрашивал, никто ничего не знает, никто ничего не знал».
Нина Пурошева в те годы руководила центром сохранения историко-культурного наследия. Сегодня она директор музея города Колы. Много лет изучала историю Ковды, но ответа на вопрос, почему дети были похоронены под полом церкви, так и не нашла. Как не ответили и специалисты института антропологии, изучавшие останки младенцев, завернутые в бересту и мешковину.
Нина Пурошева, краевед, директор музея Колы: «Мы даже не знали, какого времени эти захоронения. Они сказали, что это не 15 и не 16 век, гораздо позже. Единого мнения нет, кто-то предполагает, что мог быть какой то мор, а кто-то думает, что это как-то связано со старообрядчеством. В Кандалакшском районе оно было развито».
Три или четыре гробика были направлены в институт антропологии. Остальные захоронены на старом кладбище Ковды. Местные жители уже не раз обращались к ученым с просьбой вернуть им останки младенцев. Они убеждены, что их предки, умершие столетия назад, должны покоиться не в институтских подвалах, а в родной земле.