Мурманск
!
-4 °C

Будет ли успешной операция "Наследник"?

Пресса бурно обсуждает обнародование вчера имени преемника президента России. Дмитрий Медведев станет новым хозяином Кремля, или это не последний ход Путина? Он действительно "либерал" или глава "Газпрома" – это, скорее, "олигарх"? И неужели эта "тень Пут
11.12.2007, 12:52
13

Пресса бурно обсуждает обнародование вчера имени преемника президента России. Дмитрий Медведев станет новым хозяином Кремля, или это не последний ход Путина? Он действительно "либерал" или глава "Газпрома" – это, скорее, "олигарх"? И неужели эта "тень Путина" совсем не связана c КГБ? Во всяком случае, русского Ивана не заставят голосовать за лабрадора президента, шутят журналисты.

The Wall Street Journal публикует комментарий под заголовком "Человек Путина". Итак, ключи от Кремля в путинской лотерее выиграл... Дмитрий Медведев. Впрочем, выбор престолонаследника, совершенный вчера Владимиром Путиным, почти не проясняет будущее России, полагает издание.

Мы до сих пор не знаем, кто с приходом весны станет в действительности руководить крупнейшей страной мира и в какой форме это будет делаться, за исключением аксиомы, что президент Путин будет иметь на это большое влияние.

Фигура Медведева в благоприятном освещении выглядит примерно так: первый вице-премьер и председатель совета директоров "Газпрома" – это, по кремлевским стандартам, молодой либерал, не питающей инстинктивной лютой ненависти к Западу и не имеющий КГБ-шного прошлого (в той мере, насколько это известно).

Когда Медведев придет в Кремль, опорой его легитимности станет Путин. Нынешний российский лидер определенно будет играть закулисную роль. Но о том, какие формальные полномочия он сохранит за собой и сохранит ли их вообще, Путин высказывается крайне расплывчато.

Нежелание Путина окончательно сойти со сцены можно объяснить в благоприятном для него духе: Путин хочет обеспечить сохранение своих достижений и потому стремится, чтобы передача власти прошла гладко. Но возможно и более ядовитое толкование: мол, Путин боится за свою шкуру. Покинув Кремль, Путин станет уязвимым, даже если преемник – его доверенный близкий помощник, указывает WSJ.

В редакционном комментарии Washington Post подчеркивается: "Владимир Путин делает выбор, не оглядываясь на демократию". Вчерашнее внезапное и неожиданное повышение Медведева снова подтвердило, что Россия вернулась к той политической системе, в которой все значительные события зависели от прихоти одного человека.

42-летний Медведев был льстивым последователем Путина с того момента, когда начал служить ему в муниципалитете Санкт-Петербурга 17 лет назад. Он даже перенял манеру своего хозяина носить свитера с высоким воротником, подмечает издание. Возглавляя "Газпром", Медведев поддерживал попытки Путина шантажировать и запугивать Украину, Белоруссию, Грузию и другие государства, зависимые от российских поставок газа, не говоря уже о западных энергетических компаниях, инвестировавших в Россию.

Если и есть слабая надежда на возвращение к демократической России, унаследованной Путиным восемь лет назад, то зиждется она на том, что Медведев относительно молод и власть в России иерархична. Вне зависимости от его чаяний, Путину через какое-то время станет нелегко контролировать своего преемника, не нарушая при этом конституцию. У Медведева есть собственные идеи по поводу руководства Россией, и, возможно, ему не терпится их осуществить. Западу остается только надеяться, что будущий президент в большей степени, чем его нынешний начальник и его КГБ-шная клика, заинтересован в построении свободного общества, подытоживает издание.

"Возможно все", полагает немецкая Der Tagesspiegel. Итак, президентом России должен стать Дмитрий Медведев – вопрос только в том, последний ли это ход Владимира Путина. Иван – среднестатистический обыватель – проголосует за любого кандидата, которого поддержит Путин. Если надо – даже за Кони, черного лабрадора президента.

Кандидатура Медведева может стать очередным обманным маневром хитроумного экс-чекиста, пишет Эльке Виндиш. Возможно, это просто дымовая завеса, за которой Путин и его политтехнологи намерены отрабатывать новые стратегии вплоть до самого дня выборов. Все это, похоже, обусловлено и сиюминутной конъюнктурой (насколько СМИ удастся превратить нехаризматичного Медведева в мессию), и соотношением сил противоборствующих кланов в окружении Путина. Это соотношение смещается практически ежедневно, предоставляя одной или другой группировке незначительный перевес: то умеренным либералам, неофициальным предводителем которых и является Медведев, то экс-чекистам из окружения экс-министра обороны Сергея Иванова. Он, как и Медведев, занимает пост первого вице-премьера, но, в отличие от своего непробивного главного соперника, считается крепким орешком. Медведев может оказаться последним, но не заключительным ходом Путина, считает наблюдатель.

Швейцарская Le Temps полагает, что "Владимир Путин выбрал на роль преемника свою тень". Ужесточение позиций Кремля как на международной арене, так и во внутренней политике предвещало назначение кандидатом выходца из спецслужб. Ничего подобного. Президент в понедельник выбрал самого "либерального" и единственного официального претендента на трон Путина, не прошедшего через спецслужбы.

Позитивный имидж вкупе с отсутствием опыта работы в репрессивных структурах российской власти и его близость с деловыми кругами превращает его в представителя "либерального" крыла Кремля. По крайней мере, таким его представляют российские и иностранные СМИ, пишет обозреватель, приводя мнения экспертов из разных кругов.

Близкий Кремлю политолог Леонид Поляков сказал о выборе Путина: "Это означает, что приоритеты российского государства изменились. Речь уже не идет о борьбе с терроризмом и восстановлении порядка в Чечне или в армии. Отныне приоритетом является экономическое и социальное развитие страны. Главная задача Дмитрия Медведева – повысить уровень жизни россиян".

"Он сам олигарх, – смещает акцент близкий оппозиции политолог Владимир Прибыловский. – Это процветающий бизнесмен, имеющий политическую власть. Он, по сути, контролирует 25% акций "Илим Палп" (крупнейшего российского производителя бумаги) через подставное лицо". Кроме того, Дмитрий Медведев очень тесно связан с газовым сектором, дающим ежегодные прибыли, исчисляемые миллиардами долларов. Уже два года он возглавляет совет директоров российского газового гиганта "Газпром", а один из его близких друзей Константин Чуйченко руководит крайне непрозрачной компанией "Росукрэнерго", имеющей монополию на поставки российского газа на Украину.

Британская пресса в целом позитивно восприняла новость. По-видимому, Путин выбрал себе в преемники человека относительно либеральных взглядов, пишет The Times. И Медведев, и Иванов продолжали бы политический стиль Путина и сохраняли его политическое наследие. Но Иванов почти наверняка культивировал бы "ястребиные" аспекты путинского режима: напористую внешнюю политику, притеснение прессы, оппозиционных партий и неправительственных организаций, а также влиятельность российских спецслужб, зависимость от которых по-прежнему сильна. Учтивый Медведев, напротив, имеет больше опыта в сферах международного бизнеса и вообще во внешнем мире, слывет человеком, который стремится формировать консенсус, и однажды назвал свои взгляды на внешнюю политику "европейскими" (это не идеал, но уже лучше). Президентство Медведева должно позволить России оправиться от все более крикливого национализма путинской эпохи и взять на себя более ответственную роль в глобальной политике, выражает надежду издание.

Московский корреспондент Financial Times Нил Бакли считает, что "Образ либерала должен снискать одобрение Запада". Вероятный будущий президент России менял имидж дважды, вспоминает он. Маленький и коренастый мужчина, который возглавил кремлевскую администрацию в 2003 году, стал заметно стройнее, что подчеркнуло его молодость. Два года назад, когда он дебютировал в роли возможного преемника, Медведев держался перед телекамерами нервозно и несколько скованно, но теперь он отточил умение выступать на публике. При этом некоторая застенчивость в нем сохранилась. Когда три недели назад журналисты в шутку спросили, станет ли он преемником Владимира Путина, первым делом тот ухмыльнулся и покраснел.

Как и Путин, Медведев родился в советском Ленинграде, втором по величине российском городе. В отличие от будущего президента, который рос в тяжелых условиях советской "коммуналки" (квартиры на несколько семей) в центре города (по его собственным рассказам, Путин гонялся по лестницам за крысами), тогда как Медведев – выходец из среднего класса. Его родители были вузовскими преподавателями, а рос он в сером пригороде Купчино.

Несмотря на то, что Медведев возглавляет "Газпром" – газовую группу, которую часто считают символом путинского государственного капитализма, в экономике его считают либералом, указывает Бакли. Один высокопоставленный кремлевский либерал в этом году рассказал The Financial Times: "Либеральное крыло его поддерживает. У него правильные взгляды на демократию, на свободу прессы, на рынок". Насколько известно, Волошин, оставшийся советником молодого Медведева, в прошлом году заявил американским чиновникам, что Медведев станет для Запада удачным вариантом.

Daily Telegraph предостерегает. Медведев – не политик, он никогда никуда не избирался и не возглавлял никаких кланов. Его успех полностью обусловлен патронажем Путина. Учитывая вышесказанное, он станет марионеточным президентом. Проблема для Путина состоит в том, что, заняв кабинет президента, Медведев неизбежно наберет политический вес – такова природа власти. Сегодня он верный прислужник, но, оказавшись у власти, он может перестать быть таким податливым. Вскоре мы узнаем, получит ли Медведев вместе с регалиями реальную власть, пишет DT.

Итальянская Corriere della Sera публикует беседу с российским политологом Сергеем Марковым, подчеркивая, что это один из тех, кто хорошо разбирается в российских политических механизмах и знает о том, что происходит за стенами Кремля.

"Как президент относится к Медведеву?" – задает вопрос корреспондент. "Как к суперменеджеру, – отвечает Марков. – Это соответствует сложнейшим функциям, которые будут на него возложены. Но мы пока еще не знаем, сумеет ли менеджер стать политиком".

"Что будет делать Путин?" – "Он оставит пост, но будет оставаться самым влиятельным персонажем. Это не правда, когда пишут, что у России в высшей степени президентская конституция. Это сегодня такая политическая система. Наша основополагающая конституция признает важнейшую роль парламентского большинства. Парламент пойдет за Путиным, даже если у него не будет официальной должности. Ему будет отведена такая же роль, как Де Голлю или Дэн Сяопину", – предсказывает политолог.

В другой заметке Corriere della Sera отмечает, что российской оппозиции не нравится назначение Владимиром Путиным "наследника", Дмитрия Медведева: не сколько по причине личных качеств кандидатуры, сколько из-за самой концепции "назначенного преемника". По словам экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова, лидера антикремлевской коалиции "Другая Россия", "в России не должно быть передачи власти по методу "наследования".

Борис Немцов, кандидат на пост президента от "Союза правых сил" (либеральная партия), говорит, что он "против операции "Наследник". Имя не главное, но мы полагаем, что это нарушение конституционных основ. Это унизительно для граждан, что власть указывает, кого они должны поддерживать".

www.inopress.ru